Популяции как элементы экосистемы. Уровни организации живой материи Совокупность связанных между собой популяций

Вариант теста № 1

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

1. экосистемой 3) биосферой

2. ноосферой 4) видом

2. изменяет среду их обитания

1. гидросферы 3) литосферы

1. более простые

1. биогеоценозом 3) биосферой

1. животные 3) грибы

2. бактерии 4) растения

1. тип животного 3) царство

1. кислород 3) климат

А. растения Г. бактерии

Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

Вариант теста № 2

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

1. создание заповедников

1. биогеоценозах 3) биоритмах

1. биосферой 3) биосферой

3. сокращении биоразнообразия

3. космической энергии

4. энергии Солнца

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 3

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

4. усилению фотосинтеза

1. заказником 3) сообществом

1. газовая 3) запасающая

1. заповедниках 3) заказниках

2. биогеоценозах 4) природных парках

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:

Г. процесс дыхания

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Вариант теста № 4

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

1. экосистемой 3) биосферой

2. ноосферой 4) видом

А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

1. абиотические факторы 3) живые организмы

2. антропогенные факторы 4) биологические ритмы

А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

1. ослабляет конкуренцию между видами

2. изменяет среду их обитания

3. способствует удлинению цепей питания

4. влияет на сезонные изменения в природе

А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

1. гидросферы 3) литосферы

2. атмосферы 4) жизни на Земле

А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - :

1. применение удобрений 3) эрозия, засоление

2. создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

1. более простые

2. позволяют получить экологически чистую продукцию

3. не требует специальных условий

4. не требует квалифицированного труда

А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

1. биогеоценозом 3) биосферой

2. агроценозом 4) опытной станцией

А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

1. животные 3) грибы

2. бактерии 4) растения

А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

1. непериодическим 3) абиотическим

2. антропогенным 4) биотическим

А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

1. синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

2. расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

1. тип животного 3) царство

2. отдел растения 4) биогеоценоз

А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

1. создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

2. орошение земель 4) осушение болот

А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

1. газовая 3) концентрационная

2. окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

1. кислород 3) климат

2. живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:

А. растения Г. бактерии

Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

В. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

1. создание заповедников

2. расширение площади агроценозов

3. повышение продуктивности агроценозов

4. борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

1. саморегуляции 3) изменения экосистемы

2. колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

1. биогеоценозах 3) биоритмах

2. ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

1. защитить биосферу от загрязнения

2. повысить продуктивность агроценозов

3. ускорить круговорот веществ в биосфере

4. замедлить круговорот веществ в биосфере

А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

1. биосферой 3) биосферой

2. биогеоценозом 4) заказником

А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

1. абиотические факторы 3) антропогенные факторы

2. ограничивающие факторы 4) живое вещество

А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

1. нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

2. стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

1. создании литосферы 3) создании Мирового океана

2. преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

1. изменении атмосферного давления

2. регулировании численности популяции промысловых животных

3. сокращении биоразнообразия

4. создании новых сортов растений и пород животных

А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

1. круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

2. смены экосистем 4) возникновения новых видов

А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

1. в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

2. по цепям питания 4) со сточными водами

А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

1. К Линнеем 3) В.И. Вернадским

2. Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

А13. Биосфера существует в основном за счет:

1. космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

2. внутрипланетарной тепловой энергии

3. космической энергии

4. энергии Солнца

А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

1. высотой полета птиц 3) озоновым слоем

2. высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:

А. накопительная Г. концентрационная

Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

В. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

1. биологическим ритмом 3) саморегуляцией

2. круговоротом веществ 4) миграцией атомов

А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

1. обмене веществ 3) круговороте веществ

2. саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

1. усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

2. возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

1. улучшению минерального питания растений

2. гибели лесов в ряде регионов земного шара

3. улучшению водного обмена у растений

4. усилению фотосинтеза

А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

1. окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

2. газовой 4) концентрационной

А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

1. охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

2. отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

1. заказником 3) сообществом

2. агроэкосистемой 4) лесопарком

А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

1. агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

2. устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

1. газовая 3) запасающая

2. концентрационная 4) окислительно-восстановительная

А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

1. биотических и химических компонентов

2. биотических и мертвых компонентов

3. живых и химических компонентов

4. биотических и абиотических компонентов

А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

1. животных, включая человека 3) растений и человека

2. растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек

А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

1. биохимическим 3) биогеохимическим

2. химическим 4) биологическим

А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

1. заповедниках 3) заказниках

2) биогеоценозах 4) природных парках

А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

1. обмен веществ 3) круговорот веществ

2. смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:

А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

Г. процесс дыхания

Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Назовите компоненты и границы биосферы.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

Ключ ответов к тестам по биосфере.

Номер вопроса

вариант
1,4 2,5 3,6
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
В1 БВДЕ БГД АБГ
|
  • Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

  • Поиск на сайте:

    Свойства живых организмов

    1. Обмен веществ и энергии с окружающей средой (главный признак живого).


    2. Раздражимость (способность реагировать на воздействия).


    3. Размножение (самовоспроизведение).

    Уровни организации живой материи

    1. Молекулярный - это уровень сложных органических веществ - белков и нуклеиновых кислот. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, кроссинговер и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.


    2. Клеточный . На этом уровне возникает жизнь , потому что клетка - минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.


    3. Органно-тканевой - характерен только для многоклеточных организмов.


    4. Организменный - за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз , т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.


    5. Популяционно-видовой . На этом уровне происходит эволюция , т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции является популяция.


    6. Биогеоценотический (совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой). На этом уровне происходит

    • круговорот веществ и превращение энергии , а также
    • саморегуляция , за счет которой поддерживается устойчивость экосистем и биогеоценозов.

    7. Биосферный . На этом уровне происходит

    • глобальный круговорот веществ и превращение энергии , а так же
    • взаимодействие живого и неживого вещества планеты.

    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают значение фотосинтеза в природе?
    1) биосферном
    2) клеточном
    3) биогеоценотическом
    4) молекулярном
    5) тканево-органном

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
    1) организменный
    2) популяционно-видовой
    3) биогеоценотический
    4) биосферный

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Генные мутации происходят на уровне организации живого
    1) организменном
    2) клеточном
    3) видовом
    4) молекулярном

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора
    1) организм
    2) биоценоз
    3) вид
    4) популяция

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?
    1) клеточное строение
    2) изменение температуры тела
    3) наследственность
    4) раздражимость
    5) перемещение в пространстве

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
    1) биосферном
    2) клеточном
    3) популяционно-видовом
    4) молекулярном
    5) экосистемном

    Ответ


    Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) биосферный
    2) генный
    3) популяционно-видовой
    4) биогеоценотический
    5) биогенный

    Ответ


    1. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) популяционный
    2) клеточный
    3) видовой
    4) биогеоценотический
    5) молекулярно-генетический
    6) организменный

    Ответ


    2. Установите последовательность усложнения уровней организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
    1) биосферный
    2) клеточный
    3) биогеоценотический
    4) организменный
    5) популяционно-видовой

    Ответ


    1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
    1) бактериофагов
    2) амёбы дизентерийной
    3) вирус полиомиелита
    4) кролика дикого
    5) эвглены зелёной

    Ответ


    2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточному и организменному уровням организации жизни одновременно соответствуют.
    1) гидра пресноводная
    2) спирогира
    3) улотрикс
    4) амеба дизентерийная
    5) цианобактерия

    Ответ


    3. Выберите два верных ответа. У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни?
    1) серобактерия
    2) пеницилл
    3) хламидомонада
    4) пшеница
    5) гидра

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Одна амеба обыкновенная одновременно находится на:
    1) Молекулярном уровне организации жизни
    2) Популяционно-видовом уровне организации жизни
    3) Клеточном уровне организации жизни
    4) Тканевом уровне организации жизни
    5) Организменном уровне организации жизни

    Ответ


    1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается
    1) способностью изменять свойства объекта под воздействием среды
    2) способностью участвовать в круговороте веществ
    3) способностью воспроизводить себе подобных
    4) изменять размеры объекта под воздействием среды
    5) способность изменять свойства других объектов

    Ответ


    2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки присущи только живому веществу?
    1) рост
    2) движение
    3) самовоспроизведение
    4) ритмичность
    5) наследственность

    Ответ


    3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для всех живых организмов характерно
    1) образование органических веществ из неорганических
    2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
    3) активное передвижение в пространстве
    4) дыхание, питание, размножение
    5) раздражимость

    Ответ


    4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны только для живых систем?
    1) способность к передвижению
    2) обмен веществ и энергии
    3) зависимость от температурных колебаний
    4) рост, развитие и способность к самовоспроизведению
    5) устойчивость и относительно слабая изменчивость

    Ответ


    5. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для организмов, в отличие от объектов неживой природы, характерны
    1) изменение
    2) движение
    3) гомеостаз
    4) эволюция
    5) химический состав

    Ответ


    Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: 1) биоценотический, 2) биосферный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) процессы охватывают всю планету
    Б) симбиоз
    В) межвидовая борьба за существование
    Г) передача энергии от продуцентов консументам
    Д) испарение воды
    Е) сукцессия (смена природных сообществ)

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на … уровнях организации.
    1) клеточном
    2) молекулярном
    3) организменном
    4) органном
    5) тканевом

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся
    1) рыбы озера Байкал
    2) птицы Арктики
    3) Амурские тигры Приморского края России
    4) городские воробьи Парка культуры и отдыха
    5) синицы Европы

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из уровней организации жизни являются надвидовыми?
    1) популяционно-видовой
    2) органоидно-клеточный
    3) биогеоценотический
    4) биосферный
    5) молекулярно-генетический

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточному уровню организации жизни соответствует
    1) хламидомонада
    2) серобактерия
    3) бактериофаг
    4) ламинария
    5) лишайник

    Ответ


    Выберите два варианта. Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого
    1) клеточном
    2) биосферном
    3) организменном
    4) биогеоценотическом
    5) популяционно-видовом

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?
    1) популяционно-видовой
    2) организменный
    3) молекулярно-генетический
    4) биогеоценотический
    5) клеточный

    Ответ

    © Д.В.Поздняков, 2009-2019

    Введение

    Особи в природе не абсолютно изолированы друг от друга, а объединены более высоким рангом биологической организации. Это - популяционно-видовой уровень. Он возникает там и тогда, где и когда происходит объединение особей в популяции, а популяций в виды. Популяции - это совокупность особей одного вида, населяющих определенную территорию, более или менее изолированную от соседних совокупностей того же вида. Такие объединения характеризуются появлением новых свойств и особенностей в живой природе, отличных от свойств молекулярно-генетического и онтогенетического уровней.

    Цель исследования предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:

    Раскрыть особенности форм взаимодействия между организмами в популяции;

    Популяции и виды, несмотря на то, что состоят из множества особей, целостны. Но их целостность базируется на иных основаниях, чем целостность на молекулярно-генетическом и онтогенетическом уровнях. Целостность популяций и видов обеспечивается взаимодействием особей в популяциях и воссоздается через обмен генетическим материалом в процессе полового размножения. Популяции и виды как надиндивидуальные образования способны к существованию в течение длительного времени и к самостоятельному эволюционному развитию. Жизнь отдельной особи при этом находится в зависимости от процессов, протекающих в популяциях.

    Популяции выступают как элементарные, далее неразложимые эволюционные единицы, представляющие собой генетически открытые системы (особи из разных популяций иногда скрещиваются и популяции обмениваются генетической информацией). На популяционно-видовом уровне особую роль приобретают процессы панмиксии (свободное скрещивание) и отношения между особями внутри популяции вида. Виды, всегда выступающие как система популяций, являются наименьшими, в природных условиях генетически закрытыми системами (скрещивание особей разных видов в природе в подавляющем большинстве случаев не ведет к появлению плодовитого потомства). Все это приводит к тому, что популяции оказываются элементарными единицами, а виды - качественными этапами процесса эволюции.

    Популяция - основная элементарная структура на популяционно-видовом уровне, а элементарное явление на этом уровне - изменение генотипического состава популяции; элементарный материал на этом уровне - мутации . В синтетической теории эволюции выделены элементарные факторы, действующие на этом уровне: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция и естественный отбор. Каждый из этих факторов может оказать то или иное "давление", т.е. степень количественного воздействия на популяцию, и в зависимости от этого вызывать изменения в генотипическом составе популяции.

    Популяции и виды всегда существуют в определенной системно организованной природной среде, которая включает в себя и биотические и абиотические факторы. Такие внешние для популяций и видов природные системы образуют еще один уровень организации живого - биогеоценотический.

    Популяции разных видов взаимодействуют между собой. В ходе взаимодействия они объединяются в сложные системы - биоценозы.

    Биоценоз - совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих участок среды с более или менее однородными условиями существования и характеризующихся определенными взаимосвязями между собой и средой проживания. Компоненты, образующие биоценоз, взаимозависимы. Изменения, касающиеся только одного вида, могут сказаться на всем биоценозе и даже вызвать его распад. Биоценозы входят в качестве составных частей в еще более сложные системы (сообщества) - биогеоценозы.

    Биогеоценоз (экосистема, экологическая система) - взаимообусловленный комплекс живых и абиотических компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергией. Биогеоценоз - одна из наиболее сложных природных систем. Биогеоценозы - продукт совместного исторического развития видов, различающихся по систематическому положению; виды при этом приспосабливаются друг к другу. Биогеоценозы - среда для эволюции входящих в них популяций.

    Биогеоценоз - это целостная система. Выпадение одного или нескольких компонентов биогеоценоза может привести к разрушению целостности биогеоценоза в круговороте веществ, что часто ведет к необратимому нарушению равновесия и гибели биогеоценоза как системы. Структура биогеоценоза меняется в ходе эволюции видов: виды в биогеоценозе действуют друг на друга не только по принципу прямой, но и обратной связи (в том числе посредством изменения ими абиотических условий). В целом жизнь биогеоценоза регулируется в основном силами, действующими внутри самой системы, т.е. можно говорить о саморегуляции биогеоценоза. Биогеоценоз представляет собой незамкнутую систему, имеющую энергетические "входы" и "выходы", связывающие соседние биогеоценозы. Обмен веществ между соседними биогеоценозами может осуществляться в газообразной, жидкой и твердой фазах, а также в форме миграции животных.

    Биогеоценоз - уравновешенная, взаимосвязанная и стойкая во времени система, которая является результатом длительной и глубокой адаптации составных компонентов. Это - весьма динамическая и в то же время устойчивая сообщность. Устойчивость биогеоценоза пропорциональная многообразию его компонентов. Чем многообразнее биогеоценоз, тем он, как правило, устойчивее во времени и пространстве. Так, например, биогеоценозы, представленные тропическими лесами, гораздо устойчивее биогеоценозов в зоне умеренного или арктического поясов, так как тропические биогеоценозы состоят из гораздо большего множества видов растений и животных, чем умеренные и тем более арктические биогеоценозы.

    Высокоорганизованные организмы для своего существования нуждаются в более простых организмах; каждая экосистема неизменно содержит как простые, так и сложные компоненты. Биогеоценоз только из бактерий или деревьев никогда не сможет существовать, как нельзя представить экосистему, населенную лишь позвоночными или млекопитающими. Таким образом, низшие организмы в экосистеме - это не какой-то случайный пережиток прошлых эпох, а необходимая составная часть биогеоценоза, целостной системы органического мира, основа его существования и развития, без которой невозможен обмен веществом энергией между компонентами биогеоценоза. Первичной основой для сложения биогеоценозов служат растения и микроорганизмы, продуценты органического вещества (автотрофы). В ходе эволюции до заселения растениями и микроорганизмами определенного пространства биосферы не может быть и речи о заселении его животными. Растения и микроорганизмы представляют жизненную среду для животных - гетеротрофов. Поэтому и границы биогеоценозов чаще всего совпадают с границами растительных сообществ (фитоценозов). Впоследствии и животные играют важную роль в жизни и эволюции растений, участвуя в круговороте веществ, опылении, распространении плодов и т.д.

    Вся совокупность связанных между собой круговоротом веществ и энергии биогеоценозов на поверхности нашей планеты образуют мощную систему биосферы Земли. Верхняя граница жизни в атмосфере достигает примерно 30 км, наибольшее количество организмов встречается на высоте до 100 м. В глубь же Земли (литосфера) основная масса существ сосредоточена в самом верхнем слое - до 10 м, хотя отдельные виды микроорганизмов встречаются в нефтеносных слоях на глубине до 3 км. В океане и морях (гидросфера) зона, богатая живыми организмами, занимает слой воды до 100 - 200 м, но некоторые организмы встречаются и на максимальной глубине - до 11 км. О масштабах деятельности живых организмов свидетельствует присутствие мощных биогенных пород, тысячеметровых толщ известняка, огромных залежей каменного угля и т.п. Рассматривая биосферу Земли как единую экологическую систему, можно убедиться, что живое вещество Земли существенно не уменьшается и не увеличивается в массе, а только переходит из одного состояния в другое.

    Раздел биологии, изучающий экологические системы (биоценозы, биогеоценозы, биосферу) называется биогеоценология. Основателем ее был наш выдающийся отечественный ученый В.Н. Сукачев.

    Контрольная работа по теме «Биосфера»

    Вариант № 1

    1) экосистемой 3) биосферой

    2) ноосферой 4) видом

    1) гидросферы 3) литосферы

    1) более простые

    1) животные 3) грибы

    2) бактерии 4) растения

    1) тип животного 3) царство

    1) кислород 3) климат

    В состав биосферы входят:

    А. растения Г. бактерии

    Поясните, почему биологическая эволюция последовала за химической эволюцией, а не наоборот.

    Контрольная работа по теме «Биосфера»

    Вариант № 2

    Часть1.Ввыберите один правильный ответ.

    1) создание заповедников

    1) биосферой 3) биосферой

    3) космической энергии

    4) энергии Солнца

    Часть3. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

    Контрольная работа по теме «Биосфера»

    Вариант № 3

    Часть1.Ввыберите один правильный ответ.

      усилению фотосинтеза

      газовой 4) концентрационной

      заказником 3) сообществом

      газовая 3) запасающая

      химическим 4) биологическим

      заповедниках 3) заказниках

    Часть 2. Выберите несколько правильных утверждений

    Г. процесс дыхания

    Часть3. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Назовите компоненты и границы биосферы.

    Контрольная работа по теме «Биосфера»

    Вариант № 4

    Часть1.Ввыберите один правильный ответ.

    А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

    1) экосистемой 3) биосферой

    2) ноосферой 4) видом

    А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

    1) абиотические факторы 3) живые организмы

    2) антропогенные факторы 4) биологические ритмы

    А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

    1) ослабляет конкуренцию между видами

    2) изменяет среду их обитания

    3) способствует удлинению цепей питания

    4) влияет на сезонные изменения в природе

    А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

    1) гидросферы 3) литосферы

    2) атмосферы 4) жизни на Земле

    А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - это:

    1) применение удобрений 3) эрозия, засоление

    2) создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

    А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

    1) более простые

    2) позволяют получить экологически чистую продукцию

    3) не требует специальных условий

    4) не требует квалифицированного труда

    А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

    1) биогеоценозом 3) биосферой

    2) агроценозом 4) опытной станцией

    А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

    1) животные 3) грибы

    2) бактерии 4) растения

    А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

    1) непериодическим 3) абиотическим

    2) антропогенным 4) биотическим

    А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

    1) синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

    2) расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

    А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

    1) тип животного 3) царство

    2) отдел растения 4) биогеоценоз

    А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

    1) создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

    2) орошение земель 4) осушение болот

    А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

    1) газовая 3) концентрационная

    2) окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

    А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

    1) кислород 3) климат

    2) живое вещество 4) тепло земных недр

    Часть 2. Выберите несколько правильных утверждений.

    В состав биосферы входят:

    А. растения Г. бактерии

    Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

    В. живое вещество Е. косное вещество

    Часть3. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Каковы основные функции живого вещества биосферы?

    Контрольная работа по теме «Биосфера»

    Вариант № 5

    Часть1.Ввыберите один правильный ответ.

    А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

    1) создание заповедников

    2) расширение площади агроценозов

    3) повышение продуктивности агроценозов

    4) борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

    А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

    1) саморегуляции 3) изменения экосистемы

    2) колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

    А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

    1) биогеоценозах 3) биоритмах

    2) ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

    А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

    1) защитить биосферу от загрязнения

    2) повысить продуктивность агроценозов

    3) ускорить круговорот веществ в биосфере

    4) замедлить круговорот веществ в биосфере

    А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

    1) биосферой 3) биосферой

    2)биогеоценозом 4) заказником

    А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

    1) абиотические факторы 3) антропогенные факторы

    2)ограничивающие факторы 4) живое вещество

    А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

    1) нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

    2) стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

    А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

    1)создании литосферы 3) создании Мирового океана

    2)преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

    А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

    1) изменении атмосферного давления

    2) регулировании численности популяции промысловых животных

    3) сокращении биоразнообразия

    4) создании новых сортов растений и пород животных

    А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

    1)круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

    2) смены экосистем 4) возникновения новых видов

    А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

    1) в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

    2) по цепям питания 4) со сточными водами

    А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

    1) К Линнеем 3) В.И. Вернадским

    2) Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

    А13. Биосфера существует в основном за счет:

    1) космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

    2) внутрипланетарной тепловой энергии

    3) космической энергии

    4) энергии Солнца

    А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

    1) высотой полета птиц 3) озоновым слоем

    2) высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

    Часть 2. Выберите несколько правильных утверждений

    К функциям живого вещества в биосфере относятся:

    А. накопительная Г. концентрационная

    Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

    В. проводниковая Е. окислительная

    Часть3. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Каковы причины устойчивости биосферы?

    Контрольная работа по теме «Биосфера»

    Вариант № 6

    Часть1.Ввыберите один правильный ответ.

    А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

      биологическим ритмом 3) саморегуляцией

      круговоротом веществ 4) миграцией атомов

    А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

      обмене веществ 3) круговороте веществ

      саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

    А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

      усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

      возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

    А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

      улучшению минерального питания растений

      гибели лесов в ряде регионов земного шара

      улучшению водного обмена у растений

      усилению фотосинтеза

    А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

      окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

      газовой 4) концентрационной

    А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

      охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

      отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

    А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

      заказником 3) сообществом

      агроэкосистемой 4) лесопарком

    А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

      агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

      устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

    А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

      газовая 3) запасающая

    2) концентрационная 4) окислительно-восстановительная

    А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

      биотических и химических компонентов

      биотических и мертвых компонентов

      живых и химических компонентов

      биотических и абиотических компонентов

    А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

      животных, включая человека 3) растений и человека

      растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету

    А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

      биохимическим 3) биогеохимическим

      химическим 4) биологическим

    А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

      заповедниках 3) заказниках

      биогеоценозах 4) природных парках

    А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

      обмен веществ 3) круговорот веществ

      смена биогеоценозов 4) саморегуляция

    Часть 2. Выберите несколько правильных утверждений

    К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:

    А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

    Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

    В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

    Г. процесс дыхания

    Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

    Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

    Часть3. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Поясните основное различие идей А.И.Опарина и Дж.Холдейна о происхождении жизни.

    Ключ ответов к тестам по биосфере.

    номер вопроса

    вариант

    1,4

    2,5

    3,6

    А1

    А2

    А3

    А4

    А5

    А6

    А7

    А8

    А9

    А10

    А11

    А12

    А13

    А14

    Задание 2

    БВДЕ

    БГД

    АБГ

    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

    Часть1. За каждый правильный ответ 1 балл (всего 14 баллов)

    Часть2. За каждый правильный ответ 0.5баллов (всего 3 балла)

    Часть1. 1 – 3 балла

    Максимальное количество баллов - 20

    ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ

    «2»

    «3»

    «4»

    «5»

    0 – 10б.

    11 – 14б.

    15 – 17б.

    18 – 20б.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

    ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

    «БИОСФЕРА»

    (теоретическая часть)

    тесты в форме ЕГЭ

    ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

    9 – 11 КЛАСС

    подготовила

    учитель биологии

    Андреева Эльвира Юрьевна

    Норильск – 2010

    Вариант теста № 1

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

      экосистемой 3) биосферой

      ноосферой 4) видом

      изменяет среду их обитания

      гидросферы 3) литосферы

      атмосферы 4) жизни на Земле

      более простые

      биогеоценозом 3) биосферой

      животные 3) грибы

      бактерии 4) растения

      антропогенным 4) биотическим

      тип животного 3) царство

      отдел растения 4) биогеоценоз

      газовая 3) концентрационная

      кислород 3) климат

    А. растения Г. бактерии

    Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

    Вариант теста № 2

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

      создание заповедников

      биогеоценозах 3) биоритмах

      биосферой 3) биосферой

      биогеоценозом 4) заказником

      сокращении биоразнообразия

      К Линнеем 3) В.И. Вернадским

      космической энергии

      энергии Солнца

    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Учение о биосфере.

    Вариант теста № 3

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

      усилению фотосинтеза

      газовой 4) концентрационной

      заказником 3) сообществом

      агроэкосистемой 4) лесопарком

      газовая 3) запасающая

      химическим 4) биологическим

      заповедниках 3) заказниках

      биогеоценозах 4) природных парках

    В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:

    Г. процесс дыхания

    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Вариант теста № 4

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

    А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

      экосистемой 3) биосферой

      ноосферой 4) видом

    А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

      абиотические факторы 3) живые организмы

      антропогенные факторы 4) биологические ритмы

    А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

      ослабляет конкуренцию между видами

      изменяет среду их обитания

      способствует удлинению цепей питания

      влияет на сезонные изменения в природе

    А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

      гидросферы 3) литосферы

      атмосферы 4) жизни на Земле

    А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека — :

      применение удобрений 3) эрозия, засоление

      создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

    А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

      более простые

      позволяют получить экологически чистую продукцию

      не требует специальных условий

      не требует квалифицированного труда

    А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

      биогеоценозом 3) биосферой

      агроценозом 4) опытной станцией

    А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

      животные 3) грибы

      бактерии 4) растения

    А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

      непериодическим 3) абиотическим

      антропогенным 4) биотическим

    А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

      синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

      расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

    А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

      тип животного 3) царство

      отдел растения 4) биогеоценоз

    А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

      создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

      орошение земель 4) осушение болот

    А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

      газовая 3) концентрационная

      окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

    А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

      кислород 3) климат

      живое вещество 4) тепло земных недр

    В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:

    А. растения Г. бактерии

    Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

    В. живое вещество Е. косное вещество

    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Каковы причины устойчивости биосферы?

    С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Каковы основные функции живого вещества биосферы?

    Вариант теста № 5

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

    А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

      создание заповедников

      расширение площади агроценозов

      повышение продуктивности агроценозов

      борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

    А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

      саморегуляции 3) изменения экосистемы

      колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

    А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

      биогеоценозах 3) биоритмах

      ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

    А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

      защитить биосферу от загрязнения

      повысить продуктивность агроценозов

      ускорить круговорот веществ в биосфере

      замедлить круговорот веществ в биосфере

    А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

      биосферой 3) биосферой

      биогеоценозом 4) заказником

    А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

      абиотические факторы 3) антропогенные факторы

      ограничивающие факторы 4) живое вещество

    А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

      нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

      стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

    А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

      создании литосферы 3) создании Мирового океана

      преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

    А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

      изменении атмосферного давления

      регулировании численности популяции промысловых животных

      сокращении биоразнообразия

      создании новых сортов растений и пород животных

    А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

      круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

      смены экосистем 4) возникновения новых видов

    А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

      в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

      по цепям питания 4) со сточными водами

    А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

      К Линнеем 3) В.И. Вернадским

      Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

    А13. Биосфера существует в основном за счет:

      космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

      внутрипланетарной тепловой энергии

      космической энергии

      энергии Солнца

    А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

      высотой полета птиц 3) озоновым слоем

      высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

    В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:

    А. накопительная Г. концентрационная

    Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

    В. проводниковая Е. окислительная

    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

    С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Учение о биосфере.

    Вариант теста № 6

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

    А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

      биологическим ритмом 3) саморегуляцией

      круговоротом веществ 4) миграцией атомов

    А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

      обмене веществ 3) круговороте веществ

      саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

    А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

      усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

      возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

    А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

      улучшению минерального питания растений

      гибели лесов в ряде регионов земного шара

      улучшению водного обмена у растений

      усилению фотосинтеза

    А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

      окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

      газовой 4) концентрационной

    А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

      охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

      отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

    А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

      заказником 3) сообществом

      агроэкосистемой 4) лесопарком

    А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

      агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

      устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

    А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

      газовая 3) запасающая

      концентрационная 4) окислительно-восстановительная

    А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

      биотических и химических компонентов

      биотических и мертвых компонентов

      живых и химических компонентов

      биотических и абиотических компонентов

    А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

      животных, включая человека 3) растений и человека

      растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек

    А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

      биохимическим 3) биогеохимическим

      химическим 4) биологическим

    А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

      заповедниках 3) заказниках

    2) биогеоценозах 4) природных парках

    А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

      обмен веществ 3) круговорот веществ

      смена биогеоценозов 4) саморегуляция

    В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:

    А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

    Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

    В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

    Г. процесс дыхания

    Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

    Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Назовите компоненты и границы биосферы.

    С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

    Каковы причины устойчивости биосферы?

    Ключ ответов к тестам по биосфере.

    номер вопроса

    вариант