Как поступить в театральный ВУЗ на актера – краткая инструкция и ТОПовые университеты России. Как поступить в театральное училище, ВУЗ или институт? Вспомогательные инструменты для успешного поступления

«На первой же встрече мы должны условиться о доверии. Для того, чтобы годы учёбы были плодотворными и радостными, студенты должны нас, учителей своих, считать единственными и самыми лучшими, а мы их - самыми талантливыми и умными учениками. Если мы заключим такой добровольный союз, то обе стороны будут в выигрыше. «Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся».

А потому необходимо проявить максимальную инициативу и взять всё, что можно и необходимо, за годы учёбы и у сокурсников, и у тех, кто будет учить профессии. Никто не станет уговаривать работать - хотите стать актёром - берите «палку» и становитесь «капралом».

В нашем деле этот совет звучит как верная и добрая рекомендация быть неутомимым и, что ещё важнее, инициативным. Только инициатива, предельная активность в работе над собой - залог успеха. Мы хорошо относимся к ученикам не за то, что они хороши собой, вежливы с нами, и не за то, что угадываем талант, - пусть это всё подразумевается, мы будем хорошо относиться к ученику за труд, за способность учиться. Тот, кто много успевает, жадно впитывает знания, тот обычно и бывает любимым.

Молодой человек, когда входит в жизнь, а тем более в искусство, попадает в тиски: с одной стороны - высокие помыслы, с другой - быт. Бытовые интересы, так называемые естественные потребности хочется удовлетворить. Соблазн велик, подчас мелочность будет ещё сильна, сильны житейские мудрости типа: «тише едешь - дальше будешь», «моя хата с краю». Нужен невероятный запас своего рода упругости, чтобы ученика не сломили мелкие обстоятельства.

С первых же дней советуем им оберегать себя от всякого рода уступок, компромиссов. Ведь всё, что человек совершил, остаётся с ним. Биография создастся в настоящее время. И вчера, и сегодня - всё ради завтрашнего. Человек, устремленный в завтрашнее, не тратит энергию не по существу.

Художник воспитывается в среде, и студенты в ответе за эту среду, в которой придётся жить и учиться. Непросто сотворить такой коллектив, в котором будет интересно жить и заниматься творчеством и в котором каждый получит как можно больше. Артист воспитывается в среде и надо будет оберегать, творить её. Но что же выше всего ценится в творческой среде? На какой почве может вырасти настоящий артист? Какое требование надо прежде всего предъявить себе и окружающим? Естественность!

Мы будем учиться быть на сцене подлинными, живыми людьми, будем осваивать школу переживания, которая основана на подлинном, неподдельном человеческом чувстве, на непосредственных его проявлениях. […]

Становление творческой личности невозможно в бездуховной атмосфере. Нравственный климат, духовные отношения зависят прежде всего от характера отношений учителя и учеников, в которых не может быть лжи, криводушия, насилия.

Проблема дистанции - одна из самых тонких в педагогике. Быть с учениками близко и далеко - трудный долг учителя, ещё труднее всегда и во всём являть пример. Но «учитель - это старый ученик», ученическое самочувствие педагога передается окружающим, они начинают верить, что главное в учёбе и творчестве - ученическое самочувствие, что надо всю жизнь учиться каждый день. Если учитель «уча учится», то это, может быть, самый заразительный пример.

Педагогика - процесс непрерывного решения противоречий с наименьшим компромиссом. Как сочетать желанную свободу с необходимым напряжением, строгость и ласку, пристрастие (любимые ученики должны быть) и объективность, терпение (способность ждать) и нетерпеливость (скорее хочется увидеть результат), расстояние и близость? Фамильярность, слащавость в отношениях так же вредны, как и напряжённый официоз, сухой педантизм.

И всё-таки со студентами надо быть на Вы. Это и их обязывает, и педагога держит в рамках. Личная жизнь ученика неприкосновенна, но не знать её - опрометчиво, так как вторая жизнь, «жизнь за кадром», многое решает в главной жизни - уроке. Опять противоречие. Оно решается доверием, но взаимным. Ведь учитель не тот, кто учит» а тот, у кого учатся. А значит, надо являть уровень человеческой и профессиональной компетентности, чтобы получить право на суд и благословение, чтобы тебе верили.

Может быть, самый тяжёлый долг учителя - не ждать благодарности и быть ровным с учениками, насколько это возможно в творческом общении, когда любовь и ненависть рядом. Однако «любовь догадливее ненависти», её очень остро чувствуют ученики и щедро за нее платят доверием. Если соблюдать равновесие в трудных парадоксах педагогического долга, то создастся та нравственная и творческая атмосфера, в которой можно заниматься «гимнастикой чувств», той изнурительной грамматикой вдохновения, которая составляет основу школы К.С. Станиславского , школы «мук творчества» над гаммами профессии.

На уроках постоянно повышается уровень творческого сознания, в котором мораль, этика выше профессии, так как от уровня сознания зависит уровень задач в работе студента над собой, в его сознательном сотворении себя. «Назначение человека - быть существом свободным, а следовательно, и самосозданным, так как только самосозданное существо может быть свободным», - так писал Н.Ф. Фёдоров - выдающийся мыслитель XIX века, автор «Философии общего дела». Тем более свободным должен быть актёр не только в работе над собой, но главное - свободным в коллективном творчестве. Коллективизм - один из наиважнейших и труднейших элементов актёрской профессии. Охранять индивидуальность, самобытность личности в коллективе, где конформизм обычно норма, должны и учитель, и сам ученик, так как театр - это ансамбль индивидуальностей. Однако в театре необходимо примирить личное с общим для блага двух сторон, потому этика совместного творчества, коллективной жизни, уважения к индивидуальности и охрана общих интересов обязательно должны присутствовать на каждом занятии. Мое счастье в театре возможно, если я делаю счастливыми других, то есть думаю о других - это закон театра, фундамент этики театрального сообщества.

Иначе мне всё помешает состояться. Одаренность - потребность дарить себя другим, уважать другого и видеть дар других. «Счастье - это когда другим людям становится лучше от того, что ты живёшь на свете», - говорил А. Ухтомский .

Каждый урок пронизан энергией самовоспитания, так как актёрская школа - это школа не «гениев от Бога», а школа сотворения «гения от себя». Поэтому пробуждение, развитие творческой инициативы студента - постоянная забота педагога на уроке. Активность, инициатива - основные признаки одарённости. Ученик должен научиться самостоятельно работать над собой - в этом пафос «системы» К.С. Станиславского . Иждивенчество, лень - тревожные симптомы нетворческого самочувствия. В искусство нельзя тянуть, звать. Ученика зовёт, ведёт призвание, когда он учится, работа над собой - необходимость. Очень часто в вуз попадают по интересу (иногда сомнительному), любопытству: «попытка - не пытка», «чем черт не шутит!». На уроке через упражнения проверяется уровень потребности, характер интересов в профессии, в искусстве. На каждом уроке, в течение всех лет учёбы! Упражнения в напряжённых условиях обнаруживают возможности личности. Упражняться - значит напрягаться, а через напряжение обретается свобода - «душой исполненный полёт».

В скучных буднях учёбы через гаммы сознательно вызывать вдохновение может только тот человек, для которого творчество - потребность. Вдохновение (творческое самочувствие) приходит в деятельности, в работе над собой. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнить свой долг и тотчас себя познаешь», - утверждал Гёте . Ученик обязан знания, полученные на уроке, перевести в опыт, в деятельность, в поведение, что и есть его работа над собой. Каждый урок должен давать знания через опыт и опыт через знания. Это под силу только обладающему талантом к учёбе. Талант к учебе - дар, но он развивается».

Корогодский З.Я., Начало, СПб, «СПбГУП», 1996 г., с. 63-64 и 87-89.

Ну же, признайтесь, кто из вас не мечтал об актерской или - чем черт не шутит! - режиссерской карьере?Для тех, кто не готов выкинуть эту мечту на помойку - мануал о том, как подготовиться к поступлению, чего опасаться и как оно всё вообще происходит. Рассказывает Соня, студентка 2 курса режиссерского отделения РГИСИ.

Важная информация для начала:

1) Поступление в театральный институт не имеет ничего общего с поступлением в любой другой ВУЗ. Это огромный труд, который часто превращается в многолетнюю войну, годы подготовки и мучений. Баллы ЕГЭ, если вообще имеют значение, плюсуются на последних этапах прохождения творческого конкурса, состоящего из трех туров, нескольких консультаций и непредсказуемого количества дополнительных отборов.2) Для абитуриента театрального института мой опыт потрясающе ничтожен – всего 2 года, всего 3 города, всего 5 мастерских (для сравнения: моя нынешняя однокурсница поступала 6 лет, в среднем к 4 мастерам за один забег). Будьте готовы к тому, что с первого раза вы туда не попадёте.3) Универсального сценария поступления или подготовки нет и не может быть – каждый мастер ищет «своих» студентов. Чем вы ему понравитесь или не понравитесь – тайна. Очень часто по тем самым тайным причинам «скидывают» очень ярких и талантливых ребят. Увы, талант – ещё не гарантия поступления.4) Туры (при любом финальном раскладе) – сильнейшее эмоциональное впечатление, толпа новых людей, адреналин и опыт. Даже завидую тем, кто пойдёт поступать впервые.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БЫТЬ АКТЕРОМ

1

Вам повезло. 17-18 лет – самое время поступать на актёрство.

2

Тем не менее, без минимального опыта делать там нечего. До поступления лучше «пощупать» профессию – театральная студия, тренинги, книжки. А лучше бы почитать Станиславского и посмотреть много разного театра, в том числе классику типа Эфроса и Товстоногова в записях. Думаю, если вы стремитесь в театр, знать вы о нём должны много.

3

На туры требуется программа. Это проза, стихотворения, басни. Чем больше и разнообразней в жанрах она будет, тем уверенней вы себя будете ощущать в процессе. Материал должен быть «вашим», то есть:
  • не противоречить амплуа.
  • Девочки (понимаю, сама больше люблю Бродского), берите больше женской поэзии. И лучше бы не только Ахматову и Цветаеву, комиссию уже подташнивает;
  • что-то в этом материале вас должно цеплять. И если это сто раз читанный банальный текст, но вы уверены, что он «ваш», не бойтесь. Удивить мэтров оригинальностью получится вряд ли, а вот разозлить современной сверхзаумной прозой неизвестного автора можно. Режиссёрам такое простят. Актёры, будьте проще;
  • можно обратиться к репетиторам, театральным педагогам, и программу вам поставят. Но, как показывает опыт, это не всегда хорошо. Поставленные тексты слышно . Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно разобрать текст, то лучше готовиться самим. И над программой лучше начинать работать за год, а то и больше. В течение года она изменится, выровняется, станет «родной». А перед турами можно показаться знающему человеку, пусть вам что-то посоветуют. А не учат с вами интонации. А вообще – всё индивидуально. Опять.
  • 4

    Внешность имеет значение. Нет, речь не о красоте и даже не о весе. Очень важно понимать, кто вы есть на площадке. Природа подарила внешность романтической героини – значит, сделайте акцент на этом. Больше похожи на комедийного персонажа – прекрасно, не комплексуйте, читайте Хармса, подготовьте смешной танец, берите юмором. Театру нужны все. И берут всех.Но! Девочкам всё равно лучше надеть юбки/платья, более того, готовьтесь, что юбку попросят поднять, показать ноги, показать зубы. Лучше отказаться от яркого макияжа. Могут погнать смывать прямо из десятки, вам оно надо?Мальчикам проще. Опрятно выглядеть соответственно себе самому – вполне достаточно.

    5

    Советовать что-то по поводу туров почти бессмысленно. Всё зависит от мастера. Кого он ищет, какой внешний типаж предпочитает. Часто набираются целые курсы под конкретный спектакль. Всё, что вы можете – это максимально подготовиться заранее, а дальше импровизировать и не зажиматься. Хорошо, если помимо программы, у вас готова песня и танец. Если вы играете на музыкальном инструменте, жонглируете, крутите сальто – найдите способ это показать, все дополнительные навыки идут вам в плюс.Система с небольшими вариантами везде одна: запускают десятками, на первых консультациях и турах слушают очень быстро, просто убирают категоричные «нет», а потом начинаются развлечения. Тур, где вы читаете, поёте, делаете всё, что попросят, а по ходу могут давать задания от «покажи птичку» до «перечислите муниципальные театры своего города», после – отсев. И так, пока не останется узкая группа тех, кого мастер хочет видеть на курсе. И когда из 30 надо оставить 15, а талантливы все, начинается самый суровый этап – конкурс. Здесь роль играют секундные прорывы. Так что не расслабляйтесь, если прошли первый тур. Всё только начинается.

    6

    Блат имеет место, но мифы о нём преувеличены. Да, я слышала в коридоре ГИТИСа разговоры о том, кто кому сколько заплатил, и, наверное, такое бывает, но ни один мастер не возьмёт на курс патологическую бездарность, чтобы потом самому с этой бездарностью мучиться. Даже «блатные» учатся за какие-то заслуги.

    РЕЖИССУРА

    1

    Поступить на режиссуру в 17 лет, будучи к тому же (о ужас!) девочкой, почти нереально. Исключения были (кажется, в ГИТИСе, кажется, у Кудряшова). Поэтому, если сразу после школы вам взбрело идти в профессию… идите. Попробуйте. Мне обещали, что меня развернут с порога, в ГИТИСе я дошла до 3 тура, в ЕГТИ поступила и проучилась год. Опыт бесценный. Поступить в РГИСИ летом 2012 было в разы проще.

    2

    Любят брать взрослых (от 25 до 35), опытных мужчин. Набирают режиссёров не по 30 человек, а по 3-5 (если это актёрско-режиссёрский курс) или человек по 12-15, если курс чисто режиссёрский.

    3

    Требования к режиссёрам огромны. Чтобы заниматься этой профессией, надо быть больным.

    4

    См. все, что написано про актёров – это режиссёры тоже проходят. Требования к актёрской программе, правда, другие. Здесь уже будьте добры показать и знание литературы, и умение анализировать текст, и поднимать интересующую вас проблему и массу всего еще. При этом очень пристально смотрят на вас, как на актёра. Поэтому все правила про амплуа и присваивание текста в силе. Если курс режиссёрский, то – поздравляю – первые три курса играть друг у друга будете вы сами, так что при таком наборе на актёрство смотрят очень внимательно. И да, петь и танцевать тоже придётся (при поступлении в мастерскую, где я сейчас учусь, было аж 3 чисто актёрских отсева, только потом с нами заговорили про режиссуру).

    5

    Опыт имеет колоссальное значение. Именно поэтому не очень любят детей. У вас должны быть готовые постановки (конечно, ничего выше любительских театров и собственных проектов от вас не ждут), пусть одноактовка, пусть детский утренник, но вы должны что-то понимать в практике.

    6

    На первую же консультацию лучше принести экспликацию/экспликации и макет/макеты. Экспликация, говоря грубо, это ваша разработка пьесы. В принципе, есть примерный план такой работы (о чём хочу ставить, концепция, разбор по событийному ряду, сценография, костюмы, актёры…), но это тоже не обязательно. Интереснее понять ваше искреннее виденье пьесы. Кратко изложенное необычное решение, которым вы зацепите, запоминающийся макет, эскизы костюмов (не умеете рисовать – обратитесь к художникам, можно). Лучше, если вы везёте экспликацию по поставленной пьесе (тогда + фотографии, видео) и что-нибудь по классике.Можно везти и одну. А в некоторых мастерских её вообще никто не требовал. Зато Женовач в ГИТИСе без неё не пускал на порог. Например, я в свои 17 брала нереальным желанием и количеством проделанной работы, так что в ГИТИС я привезла сразу 2 макета и 3 экспликации, одна из них по готовому спектаклю, 2 по классическим пьесам. В этом году я поехала с 3 макетами и 5 разработками. И да, не обижайтесь, если ваши труды никто не прочитает. Скорее всего, о предложенном поговорят прямо на туре или попросят оставить. Так что умейте красиво изложить людям то, что написали.Если вы пишите стихи-пьесы-рассказы-картины – несите. Посмотрят, будут иметь в виду.

    7


    На сайтах ГИТИСа и РГИСИ представлены списки литературы для абитуриентов (разные школы – разные списки!). Это и пьесы, и литература по специальности. Но это – необходимый минимум, и надо знать кучу всего сверх. Во-первых, современные режиссёры и современная драма. Во-вторых, иметь сформированные пристрастия относительно драматургов и режиссёров из списка + осознавать ситуацию в театрах страны. В-третьих, режиссёру странно не иметь любимого писателя, художника, композитора, не знать историю, не понимать ничего в политике… В общем, вы поняли. В любое свободное от репетиций время, ваши лучшие друзья – книги. И, конечно, смотреть. Смотреть-смотреть-смотреть всё подряд, спектакли в городе, спектакли в записи, оперу, балет, хорошее кино.

    8

    Помимо экспликации, которую вы несёте, экспликацию надо писать там. Вам дают список пьес из того списка, который висит на сайте, вы выбираете, что больше нравится, и еще раз доказываете, что умеете это делать.

    9

    Отдельный тур – постановка этюда. Иногда в два этапа. Иногда индивидуально (кто-то делает одну работу, кто-то пять). Здесь всё зависит от того, что предложит мастер. Этюд «случай из жизни», или по событию, или по пословице, по картине, по пьесе, этюд на музыку. Готовиться заранее бесполезно, но тренироваться придумывать этюдные истории – можно.

    10

    Завершающий этап – коллоквиум. Тут вам как раз пригодятся прочитанные книжки и отсмотренные спектакли, хотя могут быть и сюрпризы. Например, мне показали картину и попросили рассказать, что произошло до запечатлённого момента. Да, могут проверить ваше умение анализировать, говорить, всё, что еще не поняли. Могут дать дополнительный этюд – не пугайтесь. Работайте и всё.

    11

    Сложно говорить, насколько сильно отличаются Москва, Питер и Екатеринбург (помимо количества человек на место), потому что поступаете вы всё-таки не в ВУЗ, как ни странно, а в конкретную мастерскую. Так что узнайте заранее, кто набирает (логично, что тот мастер, у которого сейчас 4 курс), поспрашивайте студентов. Поймите направление работы.Хотя ничто не поможет вам так, как умение быть собой. В результате выяснятся, что через все задания педагоги пытаются разглядеть вашу личность. И пока я это не осознала, никакая подготовка и выпученные горящие глаза меня не спасли. Только всё это плюс незаменимый вы.И еще одно: поступление – не самое сложное в театральном обучении. Настоящая работа начинается потом. Это сверхнагрузки, которые можно выдержать только при условии абсолютной любви к своему делу. Лекции по всем гуманитарным дисциплинам, сцендвижение, танец, акробатика, вокал, речь заканчиваются в три часа дня, а потом начинается мастерство – собственно, освоение профессии, которое заканчивается только за 10 минут до закрытия метро. А дальше – ночные репетиции, индивидуальная подготовка, потому что каждый день надо прыгать чуть выше своей головы.Готовы?

    Щукинское: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

    О Театральном институте им. Б.Щукина. Театральный институт им. Б.Щукина – представитель вахтанговской школы мастерства актера, которая была основан в ноябре 1913 года группой студентов как любительская театральная студия. В качестве руководителя был приглашен молодой актер МХТ, ученик Станиславского, Евгений Багратионович Вахтангов. Весной 1914 года прошла премьера спектакля студийцов «Усадьба Ланиных», которая закончилась провалом, в ответ на который Е.Б. Вахтангов сказал «Давайте учиться!». 23 октября 1914 он преподал студийцам первый урок по системе Станиславского. Этот день считается днем основания Института им. Б.Щукина. Студия Вахтангова совмещала в себе школу и экспериментальную лабораторию и носила название одного из арбатских переулков, в котором тогда располагалась, — «мансуровская». В 1926 году студия получила название Театра им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нем театральной школой, которая в 1932 стала средним специальным театральным заведением. В 1939 году ей присвоено имя актера, любимого ученика Е.Вахтангова, Бориса Щукина. В 1945 году школа получила статус Высшего учебного заведения и с этого момента известна как Высшее театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

    Факультеты Театрального института им. Б.Щукина: актерский, режиссерский

    Актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина. Актерский факультет Театрального института им. Б. Щукина готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете составляет 4 года с очной формой обучения.
    Обучение на актерском факультете Щукинского может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.
    Особенность Театрального института им. Б.Щукина заключается в том, что здесь нет системы мастерских. На каждом курсе работают не «мастер» и его помощники, а вся кафедра мастерства актера. Художественный руководитель курса организует всю учебно-творческую работу на своём курсе и несёт за неё ответственность.

    Международные связи ТИ им Б.Щукина: поддерживается международный обмен, в институте обучаются студенты из Южной Кореи, США, Франции, Израиля, Эстонии, Латвии и стран СНГ

    Известные актеры, окончившие ТИ им. Б.Щукина: Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Маковецкий, Константин Райкин, Максим Суханов, Светлана Ходченкова, Владимир Симонов, Юлия Рутберг, Юрий Чурсин, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Никита Михалков (отчислен с 4 курса за съемки кино, перевелся на режиссерский во )

    Правила приема на актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина:

    Требования Театрального института им. Б.Щукина к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет.
    Прием в Театрального института им. Б.Щукина проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе

    1.Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Чтение наизусть программы из ряда литературных произведений различных жанров: рассказ, повесть, роман, пьеса. Также проводится проверка музыкальных и пластических способностей.

    Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

    2. I тур. Мастерство (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале.. Предполагает чтение наизусть стихотворения, басни (обязательно И.А.Крылова), прозаического отрывка, желательно подготовить несколько произведений каждого жанра). Исполнение несложных сценических этюдов на темы, предложенные комиссией по ходу экзамена. Проверку музыкальности, ритмических и речеголосовых данных — нужно быть готовым исполнить песню и танец, участвовать в выполнении специальных упражнений по проверке пластичности; иметь спортивный костюм и обувь
    На практическом экзамене по мастерству артиста Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: творческие, вокальные способности поступающего, их соответствие выбранной специальности и квалификации, наработанная техника абитуриента.

    3. Устный коллоквиум. Билеты по предложенному списку литературы. Оценивается по 100-балльной шкале. Собеседование по профессиональной ориентации. Выявляет: общий культурный уровень поступающего, знания в области драматургии, театра. Проводится индивидуально с каждым студентом.
    На устном коллоквиуме Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: культурный уровень, знания, эстетические взгляды абитуриента.

    4.Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2017-2018 гг.
    Порог положительной отметки 41 балл. В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в Театральный институт им. Б.Щукина: русский язык (сочинение) и литература (устно).

    Список документов в Приемную комиссию Театрального института им. Б.Щукина для абитуриентов очного отделения актерского факультета Щукинского:
    Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля.
    Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.
    1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
    2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
    3. Аттестат или диплом (подлинник);
    4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
    5. Медицинскую справку (форма 086/у), датированную текущим годом;
    6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
    7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

    Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:
    1. Справку с места работы;
    2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

    Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.
    Театральый институт им. Б.Щукина стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 210 000 рублей в год

    Темы и список литературы Театральый институт им. Б.Щукина:
    Темы к экзамену по литературе.
    1.Человек и история в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    2.Романтический герой в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова
    3.Смысл названия романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
    4. Какие исторические события отражены в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир»
    5. Обломов — «самый обобщенный русский национальный тип» (В.Соловьев)
    6.Можно ли назвать Базарова героем своего времени?
    7.Образ «маленького человека» в русской литературе Х1Х века
    8.»Вечные вопросы» в романах Ф.Достоевского
    9. Что вы знаете о Серебряном веке?
    10. Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
    11. Проза писателей военного поколения (одно из произведений Б.Васильева, В.Быкова, Ю.Бондарева, Г.Бакланова по собственному выбору)
    12. Каких современных писателей вы знаете?

    Вопросы к экзамену «Мастерство актёра» Собеседование.
    1.Прочитайте следующие пьесы, в каждой пьесе выберите роль, которую хотели бы сыграть.
    Объясните свой выбор.
    1. Н.Фонвизин «Недоросль»
    2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    3. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», «Каменный гость»
    4. А.С.Пушкин «Борис Годунов»
    5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Женитьба»
    6. И.С.Тургенев «Месяц в деревне»
    7. А.Н..Островский «Гроза», « Лес»
    8. А.П. Чехов «Чайка», « Дядя Ваня»
    9. А.П. Чехов «Три сестры», «Вишневый сад»
    10. М.Горький «На дне»
    11. М.Горький «Варвары», « Егор Булычев»
    12. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», « Гамлет»
    13. В. Шекспир «Король Лир», « 12 ночь»
    14. Ж.-Б. Мольер «Тартюф», « Дон Жуан»
    15. Ж.-Б. Мольер «Проделки Скапена»
    16. Ф.Шиллер «Коварство и Любовь»
    17. Г.Ибсен «Кукольный дом («Нора»)»
    18. Б.Шоу «Пигмалион»
    19. А.Н. Островский «Бесприданница»
    20. Что Вы знаете о Малом театре 19 века?
    21. Что Вы знаете о М.С. Щепкине?
    22. Что Вы знаете об Александринском театре 19 века? Каких актеров знаете?
    23. Что Вы знаете о К.С.Станиславском?
    24. Что Вы знаете о Московском Художественном театре? Каких актеров-мхатовцев Вы знаете?
    25. Что Вы знаете о Вс.Э.Мейерхольде?
    26. Что Вы знаете о М.А.Чехове?
    27. Что Вы знаете о Е.Б.Вахтангове?
    28. Что Вы знаете о Театре имени Вахтангова? Каких актеров-вахтанговцев Вы знаете?
    29. Современные театральные режиссеры. Назовите кого-нибудь из них.
    30. Расскажите о понравившемся Вам спектакле.
    31. Ваш любимый актер-актриса.
    32. Что Вы знаете о Г.Товстоногове, А.Эфросе, О.Ефремове, Ю.Любимове?
    33. Современные актеры театра и кино. Расскажите об одном из них.
    34. Как возникло у Вас желание поступить в театральный ВУЗ?
    35. Расскажите о театре Вашего города (об одном из театров).
    36. Как вы думаете, что важнее всего для актера, или какими качествами должен обладать актер?
    37. Оперный театр. Назовите известные Вам оперы.
    38. Балетный театр. Назовите известные Вам балеты.

    С Ириной мы познакомились, когда вместе поступали в Школу-студию МХАТ. Помню, был предпоследний день туров, шел проливной дождь, который был так некстати (прослушивания приходилось ждать на улице), и мы нарядные ждали своей очереди, для того, чтобы продемонстрировать свои таланты педагогам этой «мекки». Тогда для нас все закончилось не совсем радостно. Нас не взяли, но мы не расстроились (впереди еще были другие культовые театральные вузы, а МХАТ был одним из первых) и после прослушивания пошли гулять по улицам. Сейчас Ира студентка второго курса КазГУКИ. что в Казани). Я решила расспросить ее об учебе в творческом вузе, страхе перед будущем и о получении второго высшего образования по «нормальной» специальности.

    Идеальный учебный день должен быть насыщенным, творческим и длинным...

    Ира, ты с детства мечтала стать актрисой или это решение возникло случайно?

    В детстве я хотела стать актрисой, однако, потом решения, связанные с выбором профессии, постоянно менялись, возможно, под влиянием взрослых. Но приблизительно в 15 лет я поняла, что именно этой профессией я хочу овладеть больше всего, что эта та профессия, которая будет приносить мне счастье.

    И ты записалась в какой-нибудь драмкружок или на курсы?

    В 11 классе я ходила в студию при любительском театре. Занималась около полугода, потом уже начала поступать.

    Ты сама готовилась к поступлению или же тебе помогали в этом?

    В первый год поступления я готовилась самостоятельно, во второй раз я обратилась к педагогу.

    Не расстроилась из-за того, что не поступила с первого раза?

    Когда я поняла, что не прошла ни в один вуз, то расстроилась. Однако решила год поучиться на другой специальности. Знаешь, я даже вдохновилась и обрадовалась новому опыту. В середине года я ушла, чтобы снова готовиться к поступлению.

    На каком факультете училась?

    На факультете кино и телевидения, на режиссера неигрового кино.

    Все-таки это смежные специальности, можно было получить диплом режиссера?

    На самом деле, это только так кажется, а на практике это два разных мира.

    Так как эта профессия довольно специфическая, не было ли у тебя проблем с родителями из-за твоего выбора?

    Нет, не было.

    Как они отнеслись к тому, что ты хочешь учиться в Москве?

    Они, конечно, волновались, ведь я поехала одна так далеко, да еще в первый раз.

    Расскажи, пожалуйста, как проходит ваш обычный день в университете?

    Было бы лучше, если бы ты спросила про какой-то предмет конкретно, потому что дни зависят от занятий. Какой-то день может состоять только из лекций.

    Хорошо, спрошу по-другому. Опиши свой идеальный день в университете? Каким он должен быть?

    Насыщенным, творческим и длинным, связанным с получением нового опыта и знаний. Еще желательно, чтобы начинался не с первой пары.

    Может быть, вы с курсом уже готовили или готовите какие-либо отрывки по актерскому мастерству?

    Готовили. К юбилею 70-тилетия победы. Мы готовили небольшой отрывок, состоящий из писем, написанных во время войны. Получили очень полезный опыт.

    Преподаватели любимые уже есть?

    Конечно. Это преподаватели по предметам специальности, мы их очень любим и обожаем учиться у них, стараемся «впитывать» все знания, которые они нам дают. Общение с ними ─ это бесценно, конечно.

    Я знаю, что после первого курса в театральных вузах происходит «отсев» тех учеников, которые оказались профнепригодны для этой профессии. Ваш курс коснулась такая чистка?

    Наш курс это не коснулось. Двое ребят ушли по собственному желанию.

    Может быть, ты видела, с каким материалом любят работать преподаватели на старших курсах?

    Мне кажется, что мы скорее будем работать с классикой, но и современное вполне можем сыграть.

    Как ты считаешь, важно ли получать актерское образование в столице?

    Думаю, что это, конечно, очень здорово, однако, не является стопроцентным гарантом профессионализма. Все зависит от твоего мастера и от тебя самого.

    Есть ли у тебя в планах после учебы поехать в одну из столиц?

    Сразу после учебы я, скорее всего, пойду в тот театр, в который меня возьмут.

    Ваш университет помогает молодым специалистам с трудоустройством?

    Нет. Скорее всего, это уже наша забота.

    Нет ли страха, что после театрального можно не устроиться по профессии? Не думаешь ли ты получить второе высшее образование по более актуальной сейчас профессии?

    Мое мнение такое: кто очень хочет, тот рано или поздно устроится. Насчет второго высшего не думаю сейчас.

    Есть ли у тебя роль-мечта?

    Определенной роли нет.

    Дай совет абитуриентам, поступающим в театральный ВУЗ. Как поступить? Как понравиться мастеру?

    Не трусить и просто быть самим собой.

    Благодарю тебя за твои ответы.

    Практика всех приемных комиссий во всех театральных ВУЗах России и мира всех времен показывает одну и ту же общую печальную тенденцию: едва ли не большинство абитуриентов не понимают, куда они идут учиться, чем именно будут заниматься и зачем им это нужно. Особенно это касается девушек 16–30 лет, которые и составляют основной поток желающих учиться на актерском факультете. Если вы действительно хотите поступить в театральный ВУЗ в Москве, давайте начнем с трезвой оценки ваших способностей и перспектив.

    Задайте себе вопрос, хорошо ли вы понимаете, куда идете? Что, в сущности, вы знаете о закулисной стороне театра, и чем вызвано ваше желание связать с ним свою жизнь? Если ответы на эти вопросы неоднозначны для вас, может быть, стоит еще раз все обдумать?
    • Бывали ли вы в театре по ту сторону кулис?
    • Присутствовали ли вы хоть раз на репетиции спектакля?
    • Принимали ли вы участие хотя бы в одной серьезной постановке?
    • Хорошо ли вы представляете себе, что вообще делает актер, когда не играет на сцене, т. е. 90% рабочего времени?
    Если среди ответов превалирует слово «нет», то вы делаете шаг в неизвестность. Этот шаг может дорого вам обойтись (подготовка к поступлению в театральный ВУЗ, само поступление, стоимость учебы и т. д.), отнять уйму времени и так и не принести никаких результатов. Помимо того, что на одно место на актерском факультете среднего столичного ВУЗа претендуют 200–300 человек, никто не даст гарантии, что по окончании вы станете артистом. Все зависит от того, насколько вы больны театром, актерской профессией и что готовы положить на этот алтарь искусства.

    Критерии отбора на актерский факультет


    Существуют общие нормативные требования для поступающих в ВУЗ, такие как минимальное образование, гражданство, иногда – возраст и т. д. Мы не будем подробно их рассматривать, вместо этого поговорим о том, на что же обращает внимание приемная комиссия.
    • Внешность. Это не решающий, но очень важный показатель. Актер должен обладать яркой фактурной внешностью, изюминкой, которая делает его выражение лица или мимику запоминающимися. Немалое значение придают фигуре: обычно девушек просят прийти на прослушивание в юбке средней длины и на каблуках.
    • Пластика и ритмичность. Тело – главный инструмент актера, и несмотря на то, что на курсе актерского мастерства учат им пользоваться, владение телом приветствуется уже на этапе сдачи вступительного экзамена. О чувстве ритма можно даже не упоминать, актер без него – не актер.
    • Голос и речь. Дефекты речи, неприятный тембр, слабый голос – все это может быть расценено как профессиональная непригодность абитуриента. Пусть даже дефекты исправимы, и голос вполне может раскрыться благодаря несложным занятиям, педагог по сценической речи не логопед, и времени на постановку звуков отдельным студентам у него не будет.
    • Выразительность. Это собирательный термин, под которым мы будем подразумевать все актерские профессиональные качества сразу. Умение транслировать видения, заражать зрителя своими эмоциями, притягивать и удерживать внимание, и прочее. Оценивается по творческому экзамену (этюд, монолог, отрывок из прозы, басня, стихотворение).

    Подготовка к поступлению


    Чтобы поступить в театральный институт, нужно готовиться (помимо ЕГЭ) по двум направлениям: творческий экзамен и собеседование (коллоквиум). Творческий экзамен включает в себя:
    • чтение – обычно это монолог, стихотворение, басня и отрывок из прозы;
    • актерское мастерство – этюд на свободную тему, самостоятельный или с участием нескольких человек;
    • танец и вокал – отдельно танцевальный и песенный номера.
    Мастерство актера является приоритетным направлением творческого экзамена. Отрывки из литературных произведений, песня и танец также должны подаваться в актерском ключе. Экзаменационная комиссия будет оценивать не столько вашу дикцию, пластику и вокальные данные, сколько игровую подачу произведений.
    Коллоквиум – это собеседование, на котором абитуриенту задают вопросы по истории театра, теории актерского мастерства, искусствоведенью, а также знакомятся с ним. Это нечто среднее между устным экзаменом на эрудицию, знание предмета и собеседованием при приеме на работу. Педагоги непременно спросят о причинах выбора именно актерской профессии, о целях, которые вы преследуете, поступая на курс, о прошлом театральном опыте и т. д. Никогда не говорите экзаменаторам о том, что занимались в театральных студиях , участвовали в самодеятельности и т. п. Педагоги боятся штампов, как огня, а родом все штампы, по их мнению, именно из непрофессионального театра. В рамках общеобразовательной программы, чтобы поступить в театральный, нужно сдавать русский язык и литературу в обязательном порядке. Без этих предметов в оценочном листе ЕГЭ ваши документы не будут приняты в выбранном ВУЗе.
    Экзамен проходит в три тура. На каждом туре экзаменационная комиссия прослушивает (или просматривает) часть подготовленной вами программы. В каком порядке это будет происходить, зависит от ВУЗа. На каждом туре происходит отсев определенной части абитуриентов, конкуренция становится жестче, требования – строже. Ожидать следует огромной очереди, сумасшедшего потока людей, измученной комиссии и строго отведенного времени, в которое вам придется вместить лучшие моменты своей творческой программы.
    Выбирайте материал так, чтобы не тянуть время. Слишком длинные предисловия и вступительные речи могут привести к тому, что вас попросту остановят.
    Не обращайте внимания на реакцию, которую вызывает ваше выступление (а скорее всего, оно не вызовет вообще никакой реакции). Ждите от комиссии неожиданностей. Если ваше выступление заинтересует кого-либо из экзаменаторов, он может подкинуть вам произвольное упражнение на импровизацию. Например, обстоятельства для этюда. Здесь главное не растеряться, не спасовать, а моментально включиться в предлагаемый этюд и существовать в нем до тех пор, пока вас не остановят.

    В какой ВУЗ в Москве легче поступить

    В любой театральный ВУЗ Москвы поступить очень трудно из-за крайне высокой численности абитуриентов. Объективно больше всего шансов там, где меньше всего претендентов на место, а эти показатели варьируются год от года. Самое лучшее, что можно сделать – подать документы сразу в несколько театральных ВУЗов, тем самым серьезно увеличив шансы пройти конкурс в каком-нибудь одном. В условиях столь жесткой конкуренции, скорее, учебные заведения выбирают себе студентов, чем студенты – места учебы. Подойдите к подготовке со всей ответственностью: в конечном счете, ваш успех на 90% будет зависеть от того, как вы подадите себя во время творческого экзамена и как выдержите коллоквиум.