Тема я не ищу гармонии в природе. Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе. Отражение внутреннего смятения в глубинных стихах

Рабочий лист к уроку литературы «Лирика Н.Заболоцкого». 9 класс

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.

Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

1.На сколько частей можно разделить стихотворение? _______________________________

2.Как называется прием: _______________________________________________________

Есть лица, подобные пышным порталам…
Есть лица — подобия жалких лачуг…

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница…

Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

4.Найдите и выпишите эпитеты из первой части стихотворения:

_____________________________________________________________________________

5. Найдите и выпишите сравнения из первой части стихотворения: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Как меняется настроение во второй части стихотворения? _____________________________________________________________________________

7. Найдите и выпишите эпитеты из второй части стихотворения: _____________________________________________________________________________

Найдите и выпишите восклицательное предложение. _____________________________________________________________________________

8.В чем же заключается истинная красота человека, по мнению Заболоцкого? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я не ищу гармонии в природе

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

1.К какому виду лирики относится это стихотворение? ______________________________

2.Какой мы видим природу у Заболоцкого? ____________________________________________________________________________

3. Есть ли в природе грань между добром и злом? __________________________________

4.Найдите и выпишите эпитеты: ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Найдите и выпишите сравнения: ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Найдите и выпишите метафоры: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

7. Найдите и выпишите олицетворения: ____________________________________________________________________________

8. Определите стихотворный размер _____________________________________________

9. В чем природа-мать, лишенная гармонии и разума, обретает их? ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

10.Вспомните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Заболоцкий противоречит Лермонтову или соглашается с ним? Аргументируйте ответ.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Вопреки громкому заявлению в первой строке стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” посвящено как раз природным явлениям, о которых поэт глубоко размышляет. Краткий анализ “Я не ищу гармонии в природе” по плану представляет собой анализ этих размышлений. Использовать его можно на уроке литературы, чтобы объяснить ученикам 8 класса суть произведения.

Краткий анализ

История создания – произведение, которое называют программным, написано в 1947 году в Москве.

Тема стихотворения – прославление материнского начала природы, ее дикость, которую человек, не трогая основы, может привести к разумной гармонии.

Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает ее суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием.

Эпитеты “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода” .

Метафоры “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода “.

История создания

Стихотворение написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (поэт провел там пять лет) искал философскую основу для своих произведений. Утратив прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней совсем не романтически .

Тема

Стихотворение посвящено природе, а именно, ее материнскому началу. Поэт рассматривает ее как неразумную мать, которая при этом искренне любит своего ребенка. Она не знает, куда использовать свою дикую силу, но сын – то есть человек, может помочь. Самое главное – не насиловать ее суть, а идти к сосуществованию, к гармонии. Такова основная мысль стиха.

Композиция

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трех разных сторон, что и обусловливает трехчастное композиционное деление.

В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.

Однако вторая часть несколько противоречит первой – в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы все успокоилось и погрузилось в сладкую дрему.

И в третьей части поэт рассматривает ее как мать человечества – да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять ее в русло гармонии, при этом не изменяя ее суть.

Жанр

Это произведение – классический пример философской лирики, в нем Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него такие рассуждения были особенно актуальны, ведь ему приходилось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.

Пятистопный ямб с пиррихием, который поэт использовал при создании стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Средства выразительности

  • Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода” .
  • Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода “.

Все они работают на более глубокое раскрытие темы.

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
4 Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
8 Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
12 Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
16 Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
20 Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
24 Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
28 И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
32 Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Ya ne ishchu garmonii v prirode.
Razumnoy sorazmernosti nachal
Ni v nedrakh skal, ni v yasnom nebosvode
Ya do sikh por, uvy, ne razlichal.
Kak svoyenraven mir yee dremuchy!
V ozhestochennom penii vetrov
Ne slyshit serdtse pravilnykh sozvuchy,
Dusha ne chuyet stroynykh golosov.
No v tikhy chas osennego zakata,
Kogda umolknet veter vdaleke.
Kogda, sianyem nemoshchnym obyata,
Slepaya noch opustitsya k reke,
Kogda, ustav ot buynogo dvizhenya,
Ot bespolezno tyazhkogo truda,
V trevozhnom polusne iznemozhenya
Zatikhnet potemnevshaya voda,
Kogda ogromny mir protivorechy
Nasytitsya besplodnoyu igroy, -
Kak by proobraz boli chelovechyey
Iz bezdny vod vstayet peredo mnoy.
I v etot chas pechalnaya priroda
Lezhit vokrug, vzdykhaya tyazhelo,
I ne mila yey dikaya svoboda,
Gde ot dobra neotdelimo zlo.
I snitsya yey blestyashchy val turbiny,
I merny zvuk razumnogo truda,
I penye trub, i zarevo plotiny,
I nalitye tokom provoda.
Tak, zasypaya na svoyey krovati,
Bezumnaya, no lyubyashchaya mat
Tait v sebe vysoky mir dityati,
Chtob vmeste s synom solntse uvidat.

Z yt boe ufhvjybb d ghbhjlt/
Hfpevyjq cjhfpvthyjcnb yfxfk
Yb d ytlhf[ crfk, yb d zcyjv yt,jcdjlt
Z lj cb[ gjh, eds, yt hfpkbxfk/
Rfr cdjtyhfdty vbh tt lhtvexbq!
D j;tcnjxtyyjv gtybb dtnhjd
Yt cksibn cthlwt ghfdbkmys[ cjpdexbq,
Leif yt xetn cnhjqys[ ujkjcjd/
Yj d nbznf,
Cktgfz yjxm jgecnbncz r htrt,
Rjulf, ecnfd jn ,eqyjuj ldb;tymz,
Jn ,tcgjktpyj nz;rjuj nhelf,
D nhtdj;yjv gjkecyt bpytvj;tymz
Pfnb}