Использование исследовательских заданий на уроках химии. Получение кислорода термическим разложением перекисей

§ 14. Закон сохранения массы веществ
Вещества вступают в химические реакции, в результате которых образуются другие ве­щества. Происходят ли какие-либо изменения с массой вещества в результате реакции? По этому вопросу ученые высказывали различные предположения.
Знаменитый английский химик Р. Бойль, прокаливая в открытой реторте различные металлы и взвешивая их до и после нагревания, обнаружил, что масса металлов ста­новится больше. Основываясь на этих опытах, он не учиты­вал роль воздуха и сделал неправильный вывод, что масса веществ в результате химических реакций изменяется. Р. Бойль утверждал, что существует какая-то «огненная материя», которая в случае нагревания металла соединяет­ся с металлом, увеличивая массу.

М. В. Ломоносов в отличие от Р. Бойля прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах и взвешивал их до и после прокаливания. (Реторта с жаров­ней изображены на рис. 35, см. с. 54.) Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается без изменения и что при прокаливании к металлу присоединяется какая-то часть воздуха. (Кислород в то время не был еще открыт.) Результаты этих опытов он сформулировал в виде закона: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состоя­ния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому». В настоящее время этот закон формулируется так:
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образовавшихся веществ .
Значительно позже (1789) закон сохранения массы был независимо от М. В. Ломоносова установлен французским химиком А. Лавуазье (с. 55).

Подтвердить правильность закона сохранения массы ве­ществ можно и на простом опыте. В колбу (рис. 16) по­мещают немного красного фосфора, закрывают пробкой и взвешивают на весах (а). Затем колбу с фосфором (б) осторожно нагревают. О том, что произошла химическая реакция, судят по появлению в колбе белого дыма, состоя­щего из частиц оксида фосфора (V). При вторичном взве­шивании убеждаются, что в результате реакции масса ве­ществ не изменилась (в).

С точки зрения атомно-молекулярного учения закон сохранения массы объясняется так: в результате химиче­ских реакций атомы не исчезают и не возникают, а проис­ходит их перегруппировка. Так как число атомов до реакции и после остается неизменным, то их общая масса также не изменяется.
Значение закона сохранения массы веществ.

1. Открытие закона сохранения массы веществ способ­ствовало дальнейшему развитию химии как науки.

2. На основании закона сохранения массы веществ про­изводят практически важные расчеты. Например, можно вычислить, сколько потребуется исходных веществ, чтобы получить сульфид железа (II) массой 44 кг, если железо и сера вступают в реакцию в массовых отношениях 7:4. Согласно закону сохранения массы веществ при взаимо­действии железа массой 7 кг и серы массой 4 кг образуется сульфид железа (II) массой 11 кг. А так как необходимо получить сульфид железа (II) массой 44 кг, т. е. в 4 раза больше, то и исходных веществ также потребуется в 4 раза больше: 28 кг железа (7-4) и 16 кг серы (4-4).

3. На основе закона сохранения массы веществ состав­ляют уравнения химических реакций.
Ответьте на вопросы 1-3 (с. 42).
§15. Химические уравнения
Химическим уравнением называют условную запись химической реакции посредством химических знаков и формул.
По химическому уравнению реакций можно судить о том, какие вещества вступают в реакцию и какие образуются. При составлении уравнений реакций поступают следующим образом:

1. В левой части уравнения пишут формулы веществ, вступающих в реакцию, а затем ставят стрелку. При этом нужно помнить, что молекулы простых газообразных веществ почти всегда состоят из двух атомов (О 2 , Н 2 , С1 2 и т. д.):

2. В правой части (после стрелки) пишут формулы ве­ществ, образующихся в результате реакции:

3. Уравнение реакции составляют на основе закона сохранения массы веществ, т. е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстанов­кой коэффициентов перед формулами веществ. Вначале уравнивают число атомов, которых в реагирующих вещест­вах содержится больше. В наших примерах это атомы кислорода. Находят наименьшее общее кратное чисел ато­мов кислорода в левой и правой частях записи от стрелки. В реакции магния с кислородом наименьшим общим крат­ным является число 2, а в примере с фосфором - число 10. При делении наименьшего общего кратного на число соот­ветствующих атомов (в приведенных примерах - на число атомов кислорода) в левой и в правой частях записи от стрелки находят соответствующие коэффициенты, как по­казано на следующей схеме:

Уравнивают число атомов остальных химических эле­ментов. В наших примерах следует уравнять число ато­мов магния и фосфора:

В тех случаях, когда при составлении химических урав­нений тепловые эффекты реакций не указывают, вместо знака равенства ставят стрелку.
§ 16. Типы химических реакций
Химические реакции можно подразделить на четыре основных типа: 1) разложения; 2) соединения; 3) заме­щения; 4) обмена (с. 82).
С реакцией разложения вы познакомились на примере разложения воды (с. 13). Реакция соединения вам известна из примера взаимодействия серы с железом (с. 15).

Чтобы познакомиться с реакцией замещения, можно выполнить следующий опыт. В голубой раствор хлорида меди (II) СuС1 2 опускают очищенный железный гвоздь (или железные опилки). Гвоздь (опилки) тотчас покрыва­ется налетом меди, а раствор из голубого становится зеле­новатым, так как вместо хлорида меди (II) СuС1 2 образуется хлорид железа (II) FeCl 2 . Происходящую химическую реакцию выражают химическим уравнением

Fe + CuCl 2 ->Cu + FeCl 2

При сравнении рассмотренных выше химических реакций можно дать им определения и выявить их особенности (схема 6).

1 С реакциями обмена вы познакомитесь в дальнейшем курсе химии (с. 82).

2 Для того чтобы началась реакция, во многих случаях требуется нагревание. Тогда в уравнениях реакций над стрелкой ставят знак t.

3 Если в результате реакции выделяется газ, рядом с его формулой ставят стрелку Beepx , а если вещество выпадает в осадок, то рядом с формулой этого вещества ставят стрелку вниз.
Выполните упражнения 5-7 (с. 42-43).

1. Кем, когда и как был открыт закон сохранения массы? Приведите формулировку закона и объясните его с точки зрения атомно-молекулярного учения.

2. В реторту (рис. 35) насыпали порошок цинка, закрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержимое прокалили. Когда реторта остыла, ее вновь взвесили. Изме­нилась ли ее масса и почему? Затем открыли зажим. Остались ли чашки весов в равновесии и почему?

3. Какое теоретическое и практическое значение имеет закон сохранения массы ве­ществ? Приведите примеры.

4. Придерживаясь последовательности, ранее приведенной (см. с. 35), и учитывая валент­ность элементов, составьте уравнения реакций по следующим схемам:

5. Напишите по два уравнения реакций каждого из известных вам типов и объясните их сущность с точки зрения атомно-молекулярного учения.

6. Даны металлы: кальций Са, алюминий AI , литий Li . Составьте уравнения химических реак­ций этих металлов с кислородом, хлором и серой, если известно, что сера в соединениях с металлами и водородом двухвалентна.

7. Перепишите приведенные ниже схемы уравнений реакций, вместо знаков вопроса напишите формулы соответствующих веществ, расставьте коэффициенты и поясните, к какому типу относится каждая из указанных реакций:

Новости и события

Москиты теряют чувствительность по отношению к репеллентам и инсектицидам. Ученые выяснили, что насекомые определяют токсичные яды через свои конечности. Специалисты Ливерпульской школы тропичес...

Австралийские фермеры радуются падению цен на моноаммонийфосфат и диаммонийфосфат, проявившееся в последние недели, но считают, что не имеет достоверной информации о них и возможно периодически...

Компания Huhtamaki (Финляндия, www.huhtamaki.com), являющаяся одним из крупнейших европейских поставщиков упаковки для пищевых продуктов и напитков, ввела в строй новую линию в городе Ивантеевка...

Личинки мучного жука, обладающие уникальной способностью поедать разные формы пластика и при этом оставаться безопасным кормом для других животных, могут помочь решить проблему пластикового мусо...

Если Санта станет спускаться по трубе, поможет ли ему огнезащитный костюм? Американское химическое общество проанализировало химический состав антипиренов.

О чём речь?

В переработку пойдут даже бумажные стаканчики, которые раньше в России не перерабатывались

Посетителям сети ресторанов быстрого питания предлагают выбрасывать бумажную упаковку в спец...

Информация




Комара не убить репеллентами: насекомые чувствуют яд через свои конечности
В Австралии дешевеют фосфорные удобрения
Huhtamaki расширяет производство упаковки в России

Каталог организаций и предприятий

с добавленной стоимостью, включая оксид цинка, цинковый порошок и цинк в металле.

Yunnan Luoping Zinc and Electricity Co., Ltd. преимущественно занимается производством цветных металлов, в основном свинца и цинка, а также выработкой гидроэлектроэнергии. Основная продукция компании - цинковые слитки, цинковый порошок , цинковые сплавы...

"АРСЕНАЛ" - динамично развивающаяся компания, которая является крупным оператором на рынке цветных металлов и сплавов Украины. Предприятие специализируется на сплавах на основе цинка, олова, свинца, меди никеля (чушка, прокат, анод, проволока, порошок )...

Вопрос №8 Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль. Почему?
Вопрос №9 Дана смесь поваренной соли с песком и водой. Как из нее выделить поваренную соль и песок? К кие свойств веществ, составляющих смесь, при этом учитываются?
Вопрос № 1 Что изучает химия? Каковы ее важнейшие задачи и значение? Назовите, какие продукты химической промышленности вы используете в повседневной жизни
Вопрос № 2 Чем отличаются понятия «вещество» и «тело»? Приведите примеры.
Вопрос № 3 Из следующего перечня выпишите отдельно названия веществ и предметов: железо, микрометр, медь, капрон, ртуть, напильник, нож, сахар
Вопрос № 4 Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная соль и сахар; б) уксусная кислота и вода?
Вопрос № 5 На основе жизненного опыта и используя дополнительную литературу, заполните приведенную ниже таблицу и сравните свойств меди и серы
Вопрос № 6 Охарактеризуйте важнейшие способы разделения смесей и получения чистых веществ.
Вопрос № 7 Даны смеси: а) спирта и воды; б) речного песка и сахара; в) медных и железных опилок; г) воды и бензина. Как разделить эти смеси? Поясните, на каких свойствах компонентов смеси основано их разделение.
Вопрос № 10 Составьте в тетради таблицу и заполните ее примерами на основе вашего жизненного опыта.
Вопрос № 11 Какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие — к химическим: а) ржавление железа; б) замерзание воды; в) горение бензина; г) плавление алюминия? Поясните.
Вопрос № 6 Пользуясь данными таблицы 3 (с. 30), составьте химические формулы соединений с кислородом следующих химических элементов: Zn, В, Be, Со, Pb, Ni. Назовите их.
Вопрос № 1 Что такое валентность химических элементов? Поясните это на конкретных примерах.
Вопрос № 2 Почему валентность водорода принята за единицу?
Вопрос № 3 В реакции железа с соляной кислотой один атом металла вытесняет два атома водорода. Как это можно объяснить, пользуясь понятием о валентности?
Вопрос № 4 Определите валентность элементов по формулам: HgO, K2S, B2O3, ZnO, MnO2, NiO, Cu2O, SnO2, Ni2O3, SO3, As2O5, Cl2O7.
Вопрос № 5 Даны химические символы элементов и указана их валентность. Составьте соответствующие химические формулы:
Вопрос № 7 Составьте формулы оксидов: меди (I), железа (III), вольфрама (VI), железа (II), углерода (IV), серы (VI), олова (IV), марганца (VII).
Вопрос № 8 Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
Вопрос № 9 Какие явления подтверждают: а) движение молекул; б) наличие между молекулами промежутков?
Вопрос №10 Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях, твердых веществах?
Вопрос №11 Чем отличаются по своим физическим свойствам твердые веществ с молекулярным и немолекулярным строением?
Вопрос № 1 Кем, когда и как был открыт закон сохранения массы? Приведите формулировку закона и объясните его с точки зрения атомно-молекулярного учения.
Вопрос № 4 Придерживаясь последовательности, ранее приведенной (см. с. 35 или 39-40), и учитывая валентность элементов, составьте уравнения реакций по следующим схемам.
Вопрос № 8 Почему в химии применяют физическую величину «количество вещества» и в каких единицах она измеряется? Ответ поясните примерами.
Вопрос № 2 В реторту (рис. 35) насыпали порошок цинка, закрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержимое прок лили. Когда реторта остыла, ее вновь взвесили. Изменилась ли ее масса и почему? Затем открыли зажим. Остались ли чашки весов в
Вопрос № 5 Напишите по два уравнения реакций каждого из известных вам типов и объясните их сущность с точки зрения атомномолекулярного учения.
Вопрос №6 Даны металлы: кальций Са, алюминий Al, литий Li. Составьте уравнения химических реакций этих металлов с кислородом, хлором и серой, если известно, что сера в соединениях с металлами и водородом двувалентна.
Вопрос №7 Перепишите приведенные ниже схемы уравнений реакций, вместо знаков вопроса напишите формулы соответствующих веществ, расставьте коэффициенты и поясните, к какому типу относится каждая из указанных реакций:
Вопрос № 9 Составьте 2-3 уравнения известных вам химических реак-ций и поясните, в каких массовых и количественных отношениях реагируют вещества.
Вопрос № 10 Что означает физическая величина «молярная масса» и чем она отличается от физических величин «молекулярная масса», «масса атома», «относительная молекулярная масса» и «относительная масса&r
Вопрос № 11 Что означают следующие записи: m(Н2О) —18 а.е.м; Mr(H2O)=18; М(Н2О)=18 г/моль;
Вопрос №12 Дано уравнение реакции 2Mg+O2 → 2MgO. Согласно этому уравнению составьте таблицу, показывающую соотношения между массой реагирующих веществ в граммах, числом атомов и количеством вещества, по аналогии с данными таблицы 5 (с.39 учебник
Вопрос № 5 Как учение о молекулах объясняет физические явления? Приведите примеры.
Вопрос № 7 На основе представлений об атомах и молекулах объясните процесс разложения воды.
Вопрос № 8 Как с позиции атомно-молекулярного учения объяснить: а) испарение воды; б) разложение воды под действием постоянного электрического тока?
Вопрос № 16 Что называется массой атома ив каких единицах она измеряется? Определите, во сколько раз масса атома серы больше массы атома водорода и массы атома кислорода.
Вопрос № 17 Могут ли в состав какой-либо молекулы входить следующие массы кислорода и серы: а) 8 а.е.м.; б) 16 а.е.м.; в) 64 а.е.м.; г) 24 а.е.м.? Дайте объяснения.
Вопрос № 1 Охарактеризуйте роль М.В. Ломоносова и Д.Дальтона в создании атомно-молекулярного учения
Вопрос № 2 Какие опыты вам известны (из курсов физики и химии), подтверждающие следующие положения: а) вещества состоят из молекул; б) молекулы образованы атомами?
Вопрос №3 Из курса физики вам известно явление диффузии. Приведите примеры и объясните это явление в свете учения о молекулах.
Вопрос № 4 Чем отличаются понятия «атом» и «молекула»?
Вопрос № 6 Почему для объяснения химических превращений следует использовать понятие не только о молекулах, но и об атомах?
Вопрос № 9 Приведите примеры веществ с молекулярным и немолекулярным строением. К к эти веществ отличаются по свойствам?
Вопрос №10 Один из оксидов углерода (известный вам углекислый газ) переходит в твердое состояние при температуре около — 78°С, а один из оксидов кремния плавится при температуре около 1610°С. Какие выводы о строение этих веществ в твер-дом состоян
Вопрос № 11 Какие вещества называются простыми и какие — сложными? Из ниже перечисленных названий выпишите отдельно названия простых и сложных веществ: кислород, вода, ртуть, оксид меди, железо, водород, сульфит железа, оксид ртути.
Вопрос 12 Как можно доказать, что кислород, ртуть и водород — простые вещества, вода и оксид ртути — сложные вещест ва? Как опытным путем можно доказать, что сульфид железа — сложное вещество? Каковы условия возникновения и течения реакций образования сул
Вопрос 13 Чем отличаются по составу и свойствам смеси от химических соединений? Приведите примеры.
Вопрос № 14 Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент», «простое вещество», «атом»?
Вопрос № 15 При разложении одного сложного вещества образуются оксид меди и вода. Какие химические элементы входят в состав этого вещества?
Вопрос № 18 Что обозначает химический знак или символ? Что называ-ется коэффициентом? Начертите в тетрадях таблицу и впи-шите в нее по указанному ниже образцу следующие записи: 5С, 5Н, О, 2Н, 3Си, 4S, 3Fe.
Вопрос № 19 Напишите химические знаки следующих элементов: алюминия, кальция, кремния и фосфора. Поясните, что они обозначают.
Вопрос № 2 Как получают кислород в лаборатории ив промышленности? Напишите уравнения соответствующих реакций. Чем отличаются эти способы друг от друга?
Вопрос № 4 Охарактеризуйте физические и химические свойства кислорода. Составьте уравнения соответствующих химических реакций. Под формулами веществ напишите их названия, над формулами проставьте валентность элементов в соединениях.
Вопрос № 1 Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре. В состав каких соединений входит этот элемент и каково его содержание в природе?
Вопрос № 3 Что такое катализаторы и каково их значение в химических процессах? Какие выводы вы можете сделать о значении катализаторов в каталитических процессах в производстве некоторых продуктов химической промышленности?
Вопрос № 5 Какие процессы относятся к процессам окисления? Какие вещества называются оксидами? Напишите уравнения химических реакций, в результате которых образуются оксиды следующих химических элементов: а) кремния; б) цинка; в) бария; г) водорода; д) ал
Вопрос № 6 При разложении основного карбоната меди (минерала малахита) Cu2CO3(OH2) образуются три оксида. Напишите уравнения реакции.
Вопрос № 7 Составьте уравнения реакций, протекающих: а) при горении фосфора; б) алюминия.
Вопрос № 9 На конкретных примерах поясните, как происходит круговорот кислород в природе.
Вопрос 12 Какое значение имеет кислород в жизни растений и жи-вотных? В живых организмах при окислении глюкозы С6Н1206 выделяется необходим я для их жизнедеятельности энергия. Напишите уравнения этой реакции, если известно, что в итоге образуются оксид уг
Вопрос № 4 При открывании бутылки с лимонадом наблюдается бурное выделение газа. Чем это можно объяснить?
Вопрос № 1 Что такое растворы и чем они отличаются от суспензий и эмульсий? Ответ подтвердите примерами.
Задача № 1 В 500 г раствора, насыщенного при 20°С, содержится 120 г нитрата калия. Определите растворимость этой соли.
Задача №2 В 513 г дистиллированной воды растворили 27 г соли. Вычислите содержание растворенного вещества в полученном растворе в процентах.
Вопрос № 3 Что такое растворимость? Какая существует зависимость между изменением температуры и растворимостью твердых и газообразных веществ?
Задача № 3 При выпаривании 25 г раствора получили 0,25 г соли. Определите массовую долю растворенного вещества и выразите ее в процентах.
Вопрос № 4 Дано 500 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 0,2. Вычислите массу вещества, которое получается при выпаривании этого раствора.
Вопрос №5 Как можно приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества? Поясните примерами.
Вопрос №6 Чем отличаются понятия «насыщенный» и «концентрированный» раствор?
Вопрос № 3 В каком виде водород встречается в природе и какова его распространенность? Вычислите, в каком веществе содержание водорода больше: вводе Н20 или в метане СН4.
Вопрос № 4 Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить водород. Поясните, к какому типу относятся эти реакции.
Вопрос № 7 Как перелить из одного сосуда в другой: а) водород; б) кислород?
Вопрос № 9 Составьте уравнения химических реакций водорода со следующими оксидами: а) оксидом ртути (II); б) железной окалиной Fe3O4; в) оксидом вольфрама (VI). Объясните, какова роль водорода в этих реакциях, что происходит с металлом и водородом в резу
Вопрос № 1 Дайте общую характеристику элемента водорода. Приведите примеры соединений, содержащих водород, и напишите их формулы.
Вопрос № 2 Поясните, что означают записи: 5H, 2H2, 6H и 3H2.
Вопрос № 5 Водород можно получить при взаимодействии алюминия с растворами соляной и серной кислот. Составьте уравнения этих реакций. (При расстановке коэффициентов см. с. 35 учебника).
Вопрос № 6 Один цилиндр заполнен водородом, другой — кислородом. Как определить, в каком цилиндре находится каждый из газов?
Вопрос № 8 Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойств водород.
Вопрос № 2 В эвдиометре взорвали смесь, состоящую из 1 мл водород и 6 мл кислорода. Какой газ и в каком количестве остался после взрыва?
Задача К 200 г раствора, массовая доля вещества в котором 0,3, добавили 100 г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
Вопрос № 5 Приведите примеры реакций разложения, соединения и замещения с участием воды. Составьте уравнения этих реакций и под формулами веществ напишите их названия.
Вопрос № 6 При взаимодействии воды с другими веществами могут образоваться, например: а) кислоты; б) щелочи; в) щелочи и во-дород. Приведите по два примера на каждый случай. Под формулами вещества напишите их названия.
Вопрос № 1 Охарактеризуйте способы получения галогенов в свободном состоянии. Какие из галогенов труднее, а какие легче выделить в свободном состоянии?
Вопрос (задача) Какой из газов тяжелее — фтор или хлор — и во сколько раз?
Вопрос № 2 Охарактеризуйте изменение физических и химических свойств галогенов в зависимости от изменения их относительных атомных масс.
Вопрос № 4 Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Сl → СиСl2 → Си(ОН)2 → СиО → СиСl2 → Cu.
Вопрос № 6 Составьте уравнения реакций к схеме 22 (стр. 151 учебника).
Задача № 1 В закрытом прочном сосуде смешали 8 л хлора с 12 л водорода и смесь взорвали. Какой объем хлороводорода получился? Какой газ и в каком объеме остался в избытке?
Задача № 2 Какой объем (масса и количество вещества) хлора при нормальных условиях выделится при взаимодействии оксида марганца (IV) MnO2 массой 17,4 г с соляной кислотой, взятой в избытке?
Вопрос № 6 Охарактеризуйте химические свойств хлора. Составьте уравнения химических реакций, показывающие: а) взаимодействие лития с хлором; б) сгорание порошка железа в хлоре; в) горение водорода в хлоре; г) взаимодействие хлора с водой. Проставьте ст
Вопрос № 1 Начертите схемы распределения электронов в атомах галогенов по энергетическим уровням. Поясните, какой из них и почему должен быть самым сильным окислителем.
Вопрос № 2 Изобразите строение молекул фтора и фтороводорода посредством их электронных формул. Укажите вид химической связи в молекулах этих веществ.
Вопрос № 3 Чем отличаются вещества фтор, фтороводород, фторид натрия: а) по виду химической связи; б) по строению кристаллической решетки; в) по химическим свойствам?
Вопрос № 4 В каких наиболее важных соединениях хлор встречается в природе? Почему хлор в природе не встречается в свободном состоянии?
Вопрос № 5 На двух конкретных примерах объясните химическую сущность получения хлора в свободном состоянии. Составьте уравнения соответствующих химических реакций.
Вопрос № 8 К схеме 20 (с. 141 учебника) составьте по два-три примера уравнений химических реакций для каждого приведенного случая.
Вопрос № 9 На каких химических свойствах хлора основано его использование на практике? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Вопрос № 3 Как в лабораторных условиях ив промышленности получают соляную кислоту? Составьте уравнения соответствующих химических реакций.
Задача № 5 Рассчитайте, хватит ли 140 мл раствора соляной кислоты (р)=1,1 г/см3), чтобы с ней полностью прореагировало 13 г цинка.
Вопрос № 1 Какими двумя способами можно получить хлороводород? Составьте уравнения соответствующих химических реакций.
Задача № 1 Через раствор иодида калия пропустили 100 мл газовой см си, предназначенной для синтеза хлороводорода. В резуль-тате выделилось 0,508 г йода. Каков был состав газовой смеси в процентах (по объему)?
Вопрос № 2 Охарактеризуйте физические и химические свойства хлоро-водорода и поясните, для каких целей этот газ используется.
Задача № 2 Хлороводород, который получили при взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с 58,5 г хлорида натрия, растворили в 146 г воды. Определить массовую долю хлороводорода в процентах в полученном растворе.
Задача № 3 В одном объеме воды при комнатной температуре растворяется примерно 400 объемов хлороводорода. Вычислите массовую долю хлороводорода в процентах в полученном растворе.
Вопрос № 4 Даны формулы следующих веществ: Zn, Cu, АL, CaO, SiO2, Fe2O3, NaOH, Al(OH)3, Fe2(SO4)3, CaCO3, Fe(NO3)3. Какие из указанных веществ реагируют с соляной кислотой? Составьте уравнения соответствующих реакций.
Задача № 4 Какое количество алюминия потребуется для реакции с соляной кислотой, взятой в избытке, чтобы получить 5,6 л водорода (н.у.)?
Вопрос № 2 Какие вещества называют основаниями и как их классифицируют? Напишите формулы оснований и назовите их.
Задача № 3 Расположите соединения, формулы которых даны ниже, в порядке возрастания содержания в них железа: а) Fe3O4; б) Fe(0H)3; в) FeSO4; г) FeO; д) Fe2O3.
Вопрос № 6 Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: Са + Ca0 + Са(ОН)2 + CаСl2; Zn + ZnCl2 + Zn(OH)2 + ZnO;Cu +Cu + CuО + CuCl2 + Cu + CuS04
Вопрос № 1 Заполните таблицу, записав в ней по 2-3 формулы веществ, относящихся к каждому классу веществ.
Задача № 1 Вычислите массу серной кислоты, которая потребуется, чтобы нейтрализовать раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия.
Задача № 2 К раствору, содержащему избыток хлорида железа (III), прилили раствор, содержащий 240 г гидроксид натрия. Определите массу и количество образовавшегося гидроксида железа (III).
Вопрос № 3 Приведите по три уравнения реакций, при помощи которых можно получить: а) растворимые и б) практически нерастворимые основания. Напишите их названия.
Вопрос № 4 Пользуясь таблицей 13 (пп. 1,4 и 5 учебника), составьте по три уравнения соответствующих реакций, в которых участвуют щелочи.
Задача № 4 В 1000 г воды при 20°С растворяется: а) 1,56 гидроксида кальция; б) 38 г гидроксида бария. Определите массовые доли веществ в этих растворах и выразите их в процентах.
Вопрос № 5 Какие из веществ, формулы которых приведены, реагируют с раствором гидроксида натрия:? Напишите уравнения практически осуществимых реакций.
Вопрос № 7 Напишите уравнения реакций разложения при нагревании: а) гидроксида меди (II); б) гидроксида железа (III); в) гидроксида алюминия.
Вопрос № 3 Напишите названия солей, формулы которых даны: NaCl, NaNO3, CaCl2, KHSO4, Al(NO3)3, К3РO4, Na2SO4, Ca(HS)2, FeSO4, Na2SO3, Cr2(SO4)3, Na2CO, AgNO3, Fe2(SO4)3, NaHCO3, Са(HCO3)2, Na2S.
Вопрос № 4 Напишите формулы важнейших солей следующих кислот: а) соляной; б) серной; в) азотной; г) ортофосфорной; д) угольной. Назовите эти соли.
Вопрос № 5 Перечислите способы получения солей и напишите по два уравнения соответствующих химических реакций. При необходимости используйте таблицу 15 учебника.
Вопрос № 2 Напишите химические формулы следующих солей: карбонат магния, гидрокарбонат железа (II), сульфат железа (III), гидроортофосфат кальция, основного хлорид магния, дигид-роортофосфат кальция.
Задача № 2 Рассчитайте, в каких массовый отношениях следует смешать гидроксид кальция с ортофосфорной кислотой, чтобы произошла реакция нейтрализации.
Вопрос № 7 С какими веществами реагируют хлорид кальция, если получается: а) сульфат кальция; б) карбонат кальция; в) ортофосфат кальция; г) гидроксид кальция; д) хлороводород? Напишите уравнения реакций и поясните, почему они идут до конца.
Вопрос № 8 Какими двумя способами из оксида кальция можно получить: а) сульфат кальция; б) ортофосфат кальция? Составьте уравнения реакций.
Вопрос № 9 Напишите уравнения реакций нейтрализации, в результате которых образуются соли, формулы которых следующие: а) АlСl3; б) BaSO4; в) Ва(NO3)2 г) Na3PO4; д) NaNO; е) NaHSO4; ж) КН2РO4; з) К2НРO4. Под соответствующими формулами веществ напишите их н
Вопрос № 10 Составьте уравнения реакций, схемы которых даны ниже.
Вопрос № 1. Что такое оксиды и как их классифицировать? Начертите в тетрадях таблицу и в соответствующих графах запишите перечисленные ниже формулы оксидов: Na2O, N2O5, SiO2, CaO, CrO, CrO3, CuO, Mn2O7, FeO, SO2. Дайте им названия.
Вопрос № 6 Напишите уравнения химических реакций, схемы которых даны ниже: Са + СаО + Са(ОН)2; SO3+... + K2SO4+...; Cu + CuO + CuSO4; N2O5+2LiOH + ...Р + P2O5 + H3PO4; P2O5+... →t Са3(Р04)2+...
Задача № 1 Выведите химическую формулу оксид, если известно, что 2,3 мас.ч. натрия соединяются с 0,8 мас.ч. кислорода.
Вопрос № 2 Составьте уравнения реакций, схемы которых приведены ниже:
Задача № 2 Напишите уравнение реакции оксида фосфора (V) с водой, протекающей при нагревании, и вычислите соотношение масс элементов в реагирующих веществах.
Вопрос № 3 Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно получить следующие оксиды: СO2, Аl2O3, Li2O, CaO, MgO, Р2O5, CuО.
Вопрос № 4 Какие из перечисленный оксидов реагируют с водой: BaO, Li2O, СиО, SO3, CaO, SiO2, Р2O5, Fe2O3, Аl2O3, Na2O, Mn2O7? Напишите уравнения реакций.
Вопрос № 5 Напишите формулы оксидов, гидратами которых являются следующие кислоты: H2SO4, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HMnO4, H3BO3.
Вопрос № 3 Химический элемент галлий Ga сходен с элементом алюминием Al, а селен Se — с серой. Напишите формулы оксидов, ги-дроксидов и солей, в состав которых входят эти элементы. Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства...
Задача. На 4,05 г оксида цинка подействовали при повышенной температуре раствором гидроксида натрия, взятым в избыт-ке. Определите массу и количество образовавшегося вещества — соли.
Вопрос №2 Приведите примеры, подтверждающие, что химические элементы можно распределить по отдельным группам.
Вопрос № 3 Что такое изотопы? На конкретных примерах поясните, почему относительные атомные массы элементов выражаются дробными числами.
Вопрос № 1 Приведите примеры в доказательство того, что атомы имеют сложное строение.
Вопрос № 2 Чем отличаются ядерные реакции от химических?
Вопрос № 4 Поясните, что называется энергетическим уровнем, и изо-бразите схему строения атома натрия Na, азота N, кальция Ca, фосфора Р и хлора Cl.
Вопрос № 5 На основе теории строения атомов объясните сущность явления периодичности в изменении химических свойств элементов.
Вопрос № 6 Химические элементы малых периодов подразделяются на s- и р-элементы. Чем это объяснить?
Вопрос № 2 Чем отличаются температуры плавления веществ с различными кристаллическими решетками: а) ионной; б) атомной; в) молекулярной? Дайте объяснение.
Вопрос № 1 Чем отличаются аморфные вещества от кристаллических?
Задача № 1 При взаимодействии водорода с оксидом меди (II) образовалось 0,1 моль меди. Вычислите: а) массу образовавшейся меди; б) массу и количество вещества оксида меди (II), вступившего в реакцию.
Задача № 2 В реакции образовалось 4 г оксида меди (II). Вычислите: а) массу и количество вещества меди, вступившей в реакцию; б) массу и количество вещества израсходованного кислорода.
Вопрос № 3 Какой тип кристаллической решетки характерен для веществ, формулы которых приведены: а) LiF; б) Na2SO4; в) NH3; г) H2; д) Ca3(PO4)2; е) H2S,
Вопрос № 5 Что такое степень окисления? В чем проявляется ее сходство и отличие сравнительно с понятием «валентность»?
Вопрос № 6 Определите степень окисления марганца в соединениях: K2MnO4, KMnO4.
Вопрос № 7 Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций: а) алюминия с кислородом; б) железа с хлором; в) натрия с серой (образец записи см. на с. 131 учебника).
№5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов
№1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
№2. Разделение смесей
№3 Примеры физических явлений
№4 Примеры химических явлений
№6. Разложение основного карбоната меди (II)
№7. Реакция замещения меди железом
№8. Ознакомление с образцами оксидов
№9. Получение и свойства водорода
№10. Взаимодействие водорода с оксидом меди (III)
№11. Действие кислот на индикаторы
№12. Отношение кислот к металлам
№13. Взаимодействие кислот с оксидами металлов
№14. Свойства растворимых и нерастворимых оснований
№15. Взаимодействие щелочей с кислотами
№16. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами
№17. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании
Вопрос № 1 Объясните реакцию соединения железа с серой в свете учения об атомах. Почему эти элементы соединяются в массовых отношениях 7:4?
Вопрос № 2 Известно вещество, в котором на 2 атома меди приходится 1 том серы. В каких массовых отношениях нужно взять медь и серу, чтобы оба вещества полностью вступили в реакцию?
Вопрос № 3 Кем и когда был открыт закон постоянства состава? Дайте определение и поясните сущность этого закона с точки зрения учения об атомах.
Вопрос № 4 Водород соединяется с серой в массовых отношениях 1:16. Используя данные об относительных атомных массах этих элементов, выведите химическую формулу сероводорода. Какое значение имеет закон постоянства состава вещества для выведения химических
Вопрос № 5 Применяя сведения об относительных атомных массах химических элементов, составьте химическую формулу сульфата меди, если массовые отношения в ней меди, серы и кислоро-да соответственно равны 2:1:2.
Вопрос № 6 Какое практическое значение имеет закон постоянства состава вещества?
Вопрос № 7 Что показывает химическая формула? Приведите примеры.
Вопрос № 8 Можно ли выразить массы сульфида железа (в а.е.м.) следующими числами: а) 44; б) 176; в) 150; г) 264? Почему?
Вопрос № 9 Напишите химические формулы веществ, если известно, что в состав их входят: а) атом железа и три атома хлора; б) два атома алюминия и три атома кислорода; в) атом кальция, атом углерода и три атома кислорода. Вычислите относительные молекулярны
Вопрос № 10 Вычислите массовые доли элементов в процентах по формулам: 1) CuSO4 — сульфат меди; 2) Fe2O3 — оксид железа; 3) HNO3 — азотная кислота.
Вопрос № 11 По образцу, приведенному на с. 25 учебника, поясните, что обозначают химические формулы: HgO, O2, Н2, H2SO4, CuO.
Вопрос № 1 Каково содержание в воздухе газов по объему и по массе? Подумайте, почему в воздухе кислорода по массе больше, чем по объему, а у азота обратная зависимость.
Задача № 1 Вычислите, к кое количество теплоты выделится при сжигании 100 л водорода, взятого при нормальных условиях. Термохимическое уравнение реакции: 2H2+O2=2H2O+572 кДж. (Масса 1 л водорода равна 0,09 г.)
Вопрос № 2 Какими опытами можно определить содержание кислорода и азота в воздухе?
Вопрос № 3 Как опытным путем А.Лавуазье доказал состав воздуха?
Вопрос № 4 Какие вы знаете благородные газы? Перечислите области их применения.
Вопрос № 5 Чем отличается горение веществ в кислороде от их горения в воздухе?
Вопрос № 6 В чем сходство и различие горения простых и сложных веществ? Поясните на примерах.
Вопрос № 7 Пользуясь вышеприведенными указаниями (см. с. 56 учебника), составьте уравнения реакций горения следующих веществ: а) бария; б) алюминия; в) лития; г) фосфора; д) водорода; е) сероводорода H2S; ж) этана С2Н6; з) ацетилена С2Н2.
Вопрос № 8 Каковы условия возникновения и прекращения горения? Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях: а) загорелась одежда на человеке; б) воспламенился бензин; в) возник пожар на складе лесоматериалов; г) загорелась нефть н
Вопрос № 10 Приведите примеры, в каких случаях процессы медленного окисления приносят пользу, а в каких — вред.
Вопрос № 11 Приведите примеры экзотермических и эндотермических реакций. Напишите уравнения соответствующих реакций и дайте пояснения.
Вопрос № 12 Чем отличаются химические уравнения от термохимических уравнений? Поясните на конкретных примерах.
Вопрос № 13 Приведите три пример термохимических реакций. Напишите уравнения этих реакций.
Вопрос № 1 Какие вещества называют кислотами? Начертите в тетради приведенную ниже таблицу и в соответствующих графах запишите химические формулы известных вам кислот, подчеркните кислотные остатки и отметьте их валентность.
Задача №1 Какая из кислот богаче фосфором — ортофосфорная Н3Р04 или метафосфорная НР03?
Вопрос № 2 Составьте структурные формулы следующих кислот: а) угольной; б) бромоводородной; в) сернистой; г) хлорной HClO4.
Задача № 2 Выведите химическую формулу соединения, в состав которого входят 3,95 мас.ч. химического элемента селена (Ar(Se)=79) и 0,1 мас.ч. водорода.
Вопрос № 3 Какими способами получают кислоты? Составьте уравнения реакций.
Вопрос № 4 Какими двумя способами можно получить: а) ортофосфор-ную кислоту; б) сероводородную кислоту? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Вопрос № 5 Начертите в тетради нижеприведенную таблицу. Реакции разложения, соединения, замещения, обмена.
Вопрос № 6 Приведите по три уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислот. Отметьте, к какому типу реакций они относятся.
Вопрос №7 Какие из веществ, формулы которых приведены, реагируют с соляной кислотой: а) CuO; б) Cu; в) Cu(OH)2; г) Ag; д) Al(OH)3.
Вопрос № 8 Напишите уравнения реакций, которые осуществимы.
Вопрос № 1 Что называется периодом? Что общего и чем отличаются большие периоды от маленьких?
Вопрос № 3 Как изменяются свойства химических элементов в периодах и главных подгруппах? Объясните эти закономерности с точки зрения теории строения том.
Вопрос № 1 Что такое электроотрицательность? Используя таблицу 20 учебника и периодическую таблицу, расположите химические знаки перечисленных ниже элементов в порядке возрастания значений электроотрицательности: фосфор, магний, бор, цезий, кислород, крем
Вопрос № 2 Почему числовые значения электроотрицательностей атомов элементов позволяют судить о типе химической связи, возникающей между атомами? Поясните на конкретных примерах.
Вопрос № 3 В тетрадях напишите по три формулы соединений с: а) ионной; б) ковалентной; в) ковалентной неполярной связью. Изобразите их электронные формулы.
Вопрос № 4 Даны вещества: CaF2, F2, H2S, LiCl, NH3, N2. Поясните, какой тип связи существует между атомами в каждом отдельном соединении. Почему?
Вопрос № 5 Учитывая значения электроотрицательностей элементов (табл. 20 учебника), составьте химические формулы и укажите сдвиг общих связывающих электронных пар в следующих соединениях: а) кальция с водородом; б) лития с азотом; в) кислород с фтором; г
Вопрос № 7 Какое соединение является более прочным и почему: а) иодид натрия или иодид калия; б) фторид натрия или хлорид натрия; в)фторид кальция или хлорид калия?
Задача № 1 Определите плотность и относительную плотность оксида азота (II) по воздуху.
Задача № 2 При взаимодействии хлора с водородом образовалось 0,25 моль хлороводорода. Вычислите объем хлора, вступившего в реакцию (н.у.).
Задача № 3 Сгорело 6 кг угля С. Вычислите объем образовавшегося оксида углерода (IV) (н.у.).
Задача № 4 Вычислите, какой объем кислорода потребуется для сжигания 10 м3 этана C2H6 (н.у.).

Одной из важнейших задач учителя является развитие мыслительных спо­собностей учащихся (что не менее важ­но, чем простое приобретение знаний и навыков), которое возможно только в процессе самостоятельного творческого поиска новых знаний и способов дея­тельности, т. е. при решении проблем, возникающих в ходе исследования, I организованного учителем.

Как показывает опыт, учебно-иссле­довательская деятельность способствует:

расширению и актуализации у учащихся знаний по предметам школь­ной программы, развитию у них интере­са к изучаемым дисциплинам, а также представлений о межпредметных связях;

развитию интеллектуальной ини­циативы школьников в процессе освое­ния основных и дополнительных обра­зовательных программ;

созданию предпосылок для развития у учащихся научного образа мышления;

освоению ими творческого подхо­да к любому виду деятельности;

обучению использовать в своей дея­тельности информационные технологии, а также другие средства коммуникации;

формированию в учреждении об­разования развивающей образователь­ной среды для ребёнка;

профессиональному самоопределе­нию учащихся;

получению ими предпрофеесиональной подготовки;

содержательной организации сво­бодного времени детей.

При осуществлении исследователь­ской деятельности на основании экспериментапредполагаютсяследующие этапы общенаучной деятельности:

постановка цели эксперимента, определяющая, какой результат наме­рен получить экспериментатор в ходе исследования;

формулировка и обоснование гипо­тезы, которую можно положить в осно­ву эксперимента. Гипотеза - это сово­купность теоретических положений, ис­тинность которых подлежит проверке;

планирование эксперимента, ко­торое проходит в следующей последо­вательности: 1) составление плана про­ведения эксперимента и при необходи­мости изображение конструкции при­бора; продумывание работы после оконча­ния эксперимента (утилизация реакти­вов, особенности мытья посуды и т. д.); 2) отбор лабораторного оборудования и реактивов; 3) выявление источника опасности (описание мер предосторож­ности при выполнении эксперимента); 4) выбор формы оформления результа­тов эксперимента;

осуществление эксперимента, фиксация наблюдений и измерений;

анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента, которые пре­дусматривают: 1) математическую обра­ботку результатов эксперимента (при необходимости); 2) сравнение результа­тов эксперимента с гипотезой; 3) объяс­нение протекающих процессов в экспе­рименте; 4) формулировку выводов;

рефлексия - осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления цели и результатов, в ходе которого не­обходимо выяснить, все ли операции по выполнениюэкспериментабылиус­пешными.

Особую группу составляют задания эвристического и исследовательского характера. Выполняя их, учащиеся ис­пользуют рассуждения как средство по­лучения субъективно нового знания о веществах и химических реакциях. При этом школьники осуществляют теорети­ческие исследования, на основе которых они формулируют определения, находят взаимосвязи между строением и свой­ствами, генетическую взаимосвязь ве­ществ, систематизируют факты и уста­навливаютзакономерности,проводят эксперимент с целью разрешения про­блемы, сформированной учителем или поставленной самостоятельно.

Например, при изучении свойств амфотерных гидроксидов можно предложить такое задание: «Будет ли оди­наков результат взаимодействия раство­ров гидроксида натрия и хлорида алю­миния при добавлении первого ко вто­рому и наоборот?»

При изучении темы «Обобщение свойств основных классов неорганичес­ких веществ» можно предложить уча­щимся ответить на вопрос: «Что про­изойдёт, если к раствору сульфата меди(П) добавить раствор гидроксида на­трия, а к раствору карбоната натрия - гидроксид калия?»

По теме «Галогены» интерес могут вызвать вопросы:

1. Какой цвет приобретёт индика­торная бумажка в свежеприготовлен­ном растворе хлора в воде?

2. Какой цвет будет иметь индикатор­ная бумажка в растворе хлора, который некоторое время находился на свету?

Ответы на эти вопросы подтвержда­ются опытным путём.

Практика показывает, что использо­вание творческих заданий, которые заключаются в прогнозировании свойств веществ, способствует формированию исследовательских умений, стимулиру­ет интерес, позволяет познакомить уча­щихся с достижениями учёных, уви­деть красивые, изящные яркие примеры работы творческой мысли.

При изучении темы «Углеводы» уче­ники могут выполнить следующие за­дания:

1. Немецкий химик Христиан Шёнбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он маши­нально вытер пол хлопчатобумажным фартуком своей жены. «Кислота может поджечь фартук», - подумал Шёнбейн, прополоскал фартук в воде и по­весил сушить над печкой. Фартук под­сох, но затем раздался негромкий взрыв и... фартук исчез. Почему про­изошёл взрыв?

2. Что произойдёт, если долго же­вать хлебный мякиш?

В результате выполнения лаборатор­ного опыта № 3 (7 класс)«Изучение признаков протекания химической реак­ции (выделение газа)» учащиеся долж­ны убедиться, что главным признаком при взаимодействии мела и уксусной кислоты является выделение газа. Одна­ко более наблюдательные ученики мо­гут отметить и другой признак: раство­рение твёрдого вещества мела в уксус­ной кислоте. Для закрепления результа­тов опыта учащимся можно предложить ответить на вопросы:

1. Где в домашних условиях мы встречаемся с подобным признаком ре­акции?

2. Какое вещество можно использо­вать вместо уксуса при приготовлении шипучих напитков?

В лабораторном опыте № 6 (7 класс) «Взаимодействие кислот с металлами» ученики получают экспериментальное подтверждение ряда активности метал­лов и лабораторного способа получения водорода. Можно предложить им найти ответы на следующие вопросы:

1. Какие ещё металлы можно ис­пользовать для получения водорода из кислот?

2. Почему для получения водорода нельзя использовать ртуть?

При изучении темы «Белки» уча­щимся можно поставить следующий вопрос: «Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее цент­рального отопления?»

Чтобы ответить на вопрос, ученики составляют план поиска ответа:

а)белковый состав кожи;

б) структура молекулы белка;

в)влияние температуры на структу­ру белка.

Затем находят ответ: «Высокая тем­пература, вызывая денатурацию и деструктурирование белка, приводит к из­менению прочности и размера обуви».В работе также можно использовать проблемный демонтрационный экспери­мент, например: испытание веществ и их растворов на электропроводимость; реакция солей аммония со щелочами; нейтрализация кислот аммиаком («дым без огня»); взаимодействие металлов с растворами солей; отношение алюминия к азотной концентрированной кислоте; реакция этилена с бромной водой и ра­створом перманганата калия; амфотер-ностй гидроксида алюминия; реакция глицерина с гидроксидом меди(П) и др.

Эксперимент можно включать либо на этапе формулировки, либо на этапе реше­ния проблемы. В последнем случае опыт подтверждает (или не подтверждает) вы­двинутую учащимися гипотезу, а пробле­ма определяется с помощью других спо­собов и методов. В этом случае особую роль играет мысленный эксперимент, ко­торый развивает абстрактное мышление. К ним относятся задания, в которых не­обходимо получить конкретное вещество из предложенных; получить его несколь­кими способами; мысленно перебрать все характерные и качественные реакции, свойственные данному классу веществ; выявить генетическую связь между клас­сами неорганических веществ. Пренебре­гать мысленным экспериментом нельзя, его можно проводить на всех этапах уро­ка в форме групповой, фронтальной или индивидуальной работы.

Например, на уроке по теме «Галоге­ны и их соли» на этапе закрепления ма­териала вместо репродуктивного вопроса о цветах галогенидов серебра можно предложить мысленный эксперимент на распознавание растворов галогенидов.

При изучении темы «Электролити­ческая диссоциация» традиционное эк­спериментальное определение электрической проводимости веществ с помощью прибора начинается с мысленного! эксперимента. После этого проводится"

демонстрационный эксперимент. Уча­щиеся сравнивают и анализируют ре­зультаты, выполняют в тетрадях рисун­ки и схемы, записывают уравнения ре­акции электролитической диссоциации. Примеры заданий мысленного экс­перимента:

1. В реторту насыпали порошок цинка, перекрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержи­мое прокалили. Когда реторта остыла, её снова взвесили. Изменилась ли её масса и почему?

2. Затем зажим открыли. Измени­лась ли масса и почему?

3. На чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида и хлорида натрия. Изменит ли положе­ние стрелка весов через некоторое вре­мя и почему?

4. Предложите способы получения этилового спирта, используя в качестве исходного сырья природный газ и воду.

5. Составьте уравнения реакций получения уксусной кислоты исходя из известняка, каменного угля, воды, воздуха.

6. Как можно получить анилин, если в качестве исходного сырья исполь­зовать природный газ, воздух и воду?

7. Натуральный мёд содержит глюкозу и фруктозу. Предложите спо­собы получения искусственного мёда.

8. Предложите свои способы реше­ния проблемы превращения жидких жиров в твёрдые. Какое экономически выгодное для Беларуси сырьё можно для этого использовать?

9. Выберите и обоснуйте наиболее экономически выгодные способы полу­чения глицерина для смягчения кожи зимних сапог.

10. Предложите способы обнаруже­ния в природной воде или воде, про­шедшей систему промышленной водо­очистки: а) избыточной кислотности или щёлочности; б) катионов аммония; в) нитрат-анионов.

11. У вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции,

где постоянно заправляет машину ваш отец, добавляют в бензин воду. В ва­шем распоряжении имеется негашёная известь. Молено ли с её помощью про­верить свои подозрения?

При изучении качественных реакций на ионы учащиеся приобретают умение составлять план распознавания веществ. Класс делится на группы по четыре че­ловека и каждой из них даётся задание составить план определения растворов сульфата, карбоната и хлорида натрия, которые находятся в трёх пронумерован­ных пробирках. Обязательные условия: наглядность. Желаемые условия: быстро­та и минимум затраченных реактивов. Каждая группа защищает свой план, ис­пользуя ранее полученные знания, запи­сывает молекулярные и ионные уравне­ния реакций. В заключение учащиеся проводят лабораторный опыт, реализуя свой план на практике.

Особое место в учебном процессе за­нимают упражнения, формирующие у школьников представления о таком ме­тоде научного исследования, как моде­лирование. В этом им может помочь вы­полнение следующих заданий:

1. Изготовьте модели атомов кисло­рода, серы, селена, теллура. Сравните их свойства.

2. Исходя из строения атомов опре­делите вид химической связи в соеди­нениях H 2 S , Н 2 O, H 2 Se . Как изменяет­ся поляризация химической связи с ро­стом радиуса элементов VI группы?

3.Что такое экологический дом? Предложите его модель.

4.При приготовлении пищи на кухне возникает специфический запах альдегида акролеина. Составьте структурную
формулу этого вещества, если известно, что его молекулярная формула С 3 Н 4 0 и
альдегид является непредельным. Как можно избавиться от этого запаха?

Задания на нахождение и объяснение причинно-следственных связей также играют важную роль в формировании у учащихся представлений о методах на­учного исследования, поскольку причин­ность - одна из форм общей взаимосвя­зи явлений объективного мира. Для мно­гих школьников выполнение заданий на определение следствии из теории являет­ся достаточно сложным, однако доступ­ным видом работы. Не зря учёные отме­чают, что «сила науки не только в том, что она объясняет наблюдаемые явления, но и в том, что она может предсказать ход того или иного процесса». Поэтому суть таких заданий составляют вопросы типа: «Чем это обусловлено?», «Как это можно объяснить?», «Почему это про­изошло?», «От чего это зависит?», «Чтобы изменилось, если бы...?» Примеры:

1. В городе, где начал действовать завод по производству фосфорных удоб­рений из фторапатитового концентра­та, жители заметили, что оконные стёкла постепенно тускнеют. Каковы возможные причины этого явления?

2. Каковы причины появления кис­лотных дождей? Какое воздействие они.оказывают: а) на сооружения из металла и бетона; б) технику; в) почву; г) произ­ведения искусства из металла, мрамора, известняка?

Одной из форм реализации исследо­вательского метода обучения является составление рассказов-задач, сказок, поэтических произведений. Этот вид деятельности предполагает написание учащимися небольшого литературного произведения, которое описывает заву­алированное в тексте явление или ве­щество. В кабинете собран архив из та­ких ученических работ.

Так всё-таки нужны ли современ­ным школьникам навыки исследова­ния? На мой взгляд, исчерпывающим ответом на этот вопрос могут стать сло­ва Нобелевского лауреата, нашего зем­ляка Ж. И. Алфёрова, чьё мнение, безусловно, достойно внимания: «Для всякой уважающей себя страны есть три привилегированные статьи. На первое место я ставлю здравоохранение, потому что прежде всего человек дол­жен быть физически здоров. На вто­рое - образование, потому что необра­зованному человеку не то что в XXI веке, но и в прошлом веке делать было нечего. И на третье место я поставлю науку, потому что именно наука опре­деляет будущее человечества...».