Буквы «э» — «е. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.) Буквы э е в иноязычных словах
В русском языке буква э встречается в основном в заимствованных словах, русских слов же мало.
Правописание буквы Э в начале слова и после согласных
Буква э употребляется, как правило, в иноязычных словах и пишется в из начале, например: э ра, э пос, э кспресс . В отдельных словах в таких случаях пишется е: é герь, é ресь .
Буква э пишется также после гласных, кроме буквы и , например: поэ зия, дуэ т, статуэ тка . В некоторых словах пишется буква е , например: прое кт, рее стр .
Русских слов с буквой э всего несколько, например: э тот, э такий, э х .
Правописание буквы е
Буква е пишется после согласных и после ц , например: кашнé , кафé , партé р, шедé вр, гигие на, дие та . Исключения: слова мэ р, сэ р, пэ р и образованные от них родственные (например мэ рия ), а также некоторые собственные имена: Бэ ла, Улан-Удэ .
Примечание
Если слово начинается с буквы э , то она сохраняется также после приставки и в составе сложного слова, например: отэ кзаменовать, антиэ лектрон, двухэ лементный .
(2
оценок, среднее: 5,00
из 5
)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Онлайн справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию
Справочник по правописанию и литературной правке
Розенталь Д.Э.
§ 6. Буквы э – е
1. Гласная э сохраняется после согласной буквы приставки (отэкзаменовать, сэкономить) или первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трехэтажный), а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп).
2. В иноязычных словах после твердых согласных пишется в соответствующих случаях е , например: адекватный, бартер, вестерн, денди, кашне, кепи, компьютер, пенсне, рейтинг, стенд, тендер.
Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрия, пэрство), пленэр – живопись или киносъемка на открытом воздухе, а также некоторые собственные имена (Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.). Написание многих заимствованных слов, особенно в начальный период освоения их русским языком, испытывает колебания, например: каратэ и карате, истэблишмент и истеблишмент. В редких словах обычно сохраняется написание с э , например, дзэн-буддизм, в словах же, которые прочно вошли в русский язык, закрепляется написание с е , но следует обратить внимание на написание слова рэкет и его производных.
3. После гласной и , как правило, пишется е , например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием и др. Написание э после и встречается только после приставок на и (антиэстетический), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на и (полиэфирный), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс).
4. После остальных гласных в соответствии с произношением пишется э , например: алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, поэт, силуэт (но: проект, реестр, феерия и некоторые др.).
1. Буквы э или е в начале русских и заимствованных слов пишутся в соответствии с произношением, например: эге, экий, этот; эвкалипт, эллин, этика - еда, ель, ехать; евангелие, егерь, ересь.
2. Буква э сохраняется после приставок на согласную, в сложных словах, первая часть которых оканчивается на согласную, в сложносокращенных словах и аббревиатурах, например: разэтакий, сэкономить; бельэтаж, двухэтажный; политэкономия, нэп.
3. После гласных, кроме и, в соответствии с произношением пишется э; после и, как правило, пишется е, например: алоэ, дуэт, маэстро; гигиена, диета, реквием.
Исключения: проект, реестр, траектория, феерия и некоторые другие.
4. После согласных в русских и заимствованных словах пишется е, например: белеть, делитель; декольте, тендер.
Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрство и т. п.), пленэр (живопись или киносъемка на открытом воздухе), а также некоторые собственные имена: Бэла, Додэ, Сихотэ-Алинь и др.
5. Употребление буквы ё желательно в случаях, если необходимо предупредить неверное произношение или возможное вследствие этого ошибочное понимание слова, например: озеро Акгёль, город Белёв, желёзка (ср.: железка), познаёшь (ср.: познаешь).
6. В иноязычных словах (в начале слов и после гласных), если произносится ё, пишется сочетание йо: йод, йоркширский, майор, район и некоторые другие.
Упражнение 44. Объясните употребление гласных е и э.
Адекватный, бенефис, Бодуэн де Куртенэ, бромэтил, бекон, Бэкон, геенна, гейзер, гиена, декаэдр, декольте, денди, диез, диэлектрик, дуэт; Ева, еда, ералаш, каноэ, кашне, квинтэссенция, кеб, кекс, коттедж, леди, маэстро, метр, мэрия, октаэдр, отэкзаменовать, пенсне, пиетет, пируэт, полиомиелит, поэзия, поэтому, Рафаэль, силуэт, стенд, Суэц, Тэн, Улан-Удэ, Шопен, эй, эра, этажерка, это, эфир, эхо, эшелон.
Упражнение 45. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Все греческие эпические песни сложены г…кзам…тром. (Черн.) 2. Квартира состояла из шести прекрасных комнат в бель…таже. (Леек.) 3. Выслушав и выстукав паци…нта, доктор присел на угол письменного стола. (Купр.) 4. Вечер проектировался, однако же, запросто: ожидались одни только «друзья дома». (Дост.) 5. …ст…тика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем …ст…тика поведения. (Макар.) 6. У подножья каланчи находилось д…по од…сской пожарной команды. (Кат.) 7. Журавлев перелистал тонкие, хрупкие страницы, и мелкий синеватый т…кст, напечатанный на г…ктографе, как бы распахнул перед ним прошлое. (Лид.) 8. Кабель пробит - и могучая сила уходит в эту брешь. В какие-то доли секунды маленькие чуткие р…ле должны отозваться на случившееся и спасти от гибели г…н…раторы на станции. (Гран.) 9. Хоробрых издевался над казенной восточной …кзотикой. (Пауст.) 10. Был уже поздний вечер, когда Энгельс вернулся с несколькими представителями м…рии. (Серебр.) 11. В общей толчее скрипели колесами дрожки, повозки, фа…тоны. (Коч.) 12. В нетопленном фой… было холодно. (Сим.)
Упражнение 46. Объясните употребление буквы ё и сочетания йо.
1. Всё и все меня обманывают - на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. (П.) 2. Бог дал вёдро, пора бы сено убрать. (П.) 3. У корыта лежала боком на земле громадная розовая йоркширская свинья. (Купр.) 4. Идеалисты, буддисты йогов изучают, «Вестник теософии» издают. (Горьк.) 5. Это - город, это - Нью-Йорк. (Горьк.) 6. Я люблю Машеньку, люблю страстно, больше жизни! Шесть лет разлуки ни на йоту не уменьшили моей любви к ней. (Ч.) 7. Уставшие глаза отдыхают в прохладной полутьме мечети, выложенной синей холодной майоликой. (С.-М.) 8. Конский падёж после выхода войска из Астрахани усилился еще пуще. (Злоб.) 9. На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоёмово. (Пауст.) 10. В лицо ударил воздух морского раздолья, смешанный с запахом копченой рыбы, йода, смолы. (Беляев)
Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):
В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге-ге, эй, эк, эх, эхма, эхе-хе.
В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э, передающей ударный гласный); эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э передает безударный гласный).
В названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф, а также в начале аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от названий букв и от буквенных аббревиатур, напр.: эсер, энный, энский, эмка.
После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:
а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскала- ция, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкс- порт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэле- мент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный;
б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкза- менационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэква- ториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, по- литэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика.
Примечание 2. В некоторых именах собственных после и пишется буква э , напр.: Мариэтта, Глиэр.
2. После букв а, о, у, ю пишется э. Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, си- луэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро- ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фа- этон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто-Рико, Уэльс, Хемингу- эй, Моэм, Лаэрт, Аэлита.
Исключения: в словах проект, проектировать, проекция, проектор и др. однокоренных, траектория, интроекция, а также в словах на -ер (напр., буер, гаер, фраер, интервьюер ) пишется буква е.
Примечание к пп. 1 и 2. Независимо от предшествующей буквы пишутся с э слова со второй частью -эдр: гексаэдр, октаэдр, тетраэдр, ромбоэдр, триэдр, полиэдр.
3. После согласных; при этом перед буквой е пишутся раз- делительные ь и ъ (см. § 27 - 28), напр.: колье, премьера, шансонье, крупье, пьеса, курьер, конферансье, бадье (дат. п.), в статье, Мольер; въехать, подъехать, отъезд, разъединить, съесть, сверхъестественный, панъевропейский, инъекция, фельдъегерь.
Цель: обучать написанию строчной и заглавной буквы “Э”, слогов, слов, предложений с новой буквой. Обобщать знания о работе гласных.
Оборудование: макет “Горы”, мягкая игрушка Хрюша, С.И. Ожегов “Толковый словарь”, Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин “Прописи №3”, карточки – схемы.
ХОД УРОКА
1. Знакомство с новой буквой.
а) Сообщение темы урока.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы познакомимся с написанием новой буквы. К нам опять пришёл Х Хрюша (учитель сажает на стол героя программы “Спокойной ночи, малыши”). Он нам поможет. Хрюша отправится искать новых друзей и мы пойдём с ним. (Учитель открывает макет “Горы”). Поросёнок шёл, шёл и пришёл в горы. Чтобы преодолеть их, Хрюша запел песенку. (Звучит аудиозапись).
Его ищем всем отрядом:
Где ты? Где ты?
Рядом! Рядом!
Ребята, кто повторял за Хрюшей?
УЧЕНИК: Это эхо.
УЧИТЕЛЬ: Что такое “эхо”? (Ответы детей). А где можно узнать значение этого слова?
б) Работа со словарём.
УЧИТЕЛЬ: Возьмите толковые словари. На какой странице надо открыть словарь?
УЧЕНИК: Надо найти страницу, на которой написана буква “Э”.
УЧИТЕЛЬ: Прочитай те, что означает слово “эхо”. (Чтение текста из словаря хорошо читающим учеником)
В греческой мифологии ЭХО - это богиня, наказанная за болтливость. У неё отняли голос, и она могла повторять только за всеми окончания слов.
в) Работа над схемой слова.
УЧИТЕЛЬ: Произнесите слово “эхо”. Составьте схему слова при помощи карточек
(На доске один ученик выполняет задание). Дайте характеристику каждому звуку.
УЧЕНИК: [э] - гласный, ударный звук.
[х] - согласный, глухой, твёрдый звук.
[а] - гласный, безударный звук.
Физкультминутка.
г) Работа в прописях.
УЧИТЕЛЬ: Произнесите в слух первый звук. (Ученики хором произносят звук). Звук [э] на письме обозначается буквой “Э”. (Учитель показывает карточку с новой буквой и буквой “С”.)
Буква Э на С дивится.
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка! (Учитель показывает две буквы Э и С)
Чем похожи эти буквы? Чем отличаются?
УЧЕНИК: В написании этих букв используется полуовал.
УЧИТЕЛЬ: Из каких элементов состоит буква “э”?
УЧЕНИК: Буква “Э” состоит из: правого полуовала, прямой горизонтальной линии. Написание буквы отрывное.
д) Упражнения для укрепления мышц руки.
УЧИТЕЛЬ: Пока мы с вами выделяли новый звук Хрюша поднимался в гору. Он устал, и мы устали, особенно руки. Давайте отдохнем и поможем Хрюше вспомнить упражнения для укрепления мышц пальцев. (Ученики с учителем проводят гимнастку для пальцев)
е) Продолжение работы в прописи.
УЧИТЕЛЬ: Обведите строчную букву “э”, а затем, превращая овалы в букву, закончите строку. (Ученики выполняют задание). Прочитайте слово на следующей строке.
УЧЕНИК: (читает) Этажи.
УЧИТЕЛЬ: Обведите слово по образцу, напишите в воздухе, теперь напишите на строке самостоятельно. (Ученики пишут слово в прописях). Прочитайте следующее слово.
УЧЕНИК: Этажерка.
УЧИТЕЛЬ: Что означает это слово? (Высказывания учеников. Предложения проверить в толковом словаре. Учитель показывает картинку изображением этажерки). Разделите слово на слоги, поставьте знак ударения, запишите слово, диктуя по слогам.
(На доске плакат с изображением девочки, собирающей на поляне цветы.)
УЧИТЕЛЬ: Вышел Хрюша на поляну и встретил девочку. Он решил с ней познакомиться. Чтобы узнать её имя, надо отгадать загадки. (У учителя на доске картинки с изображением отгадок. Загадки читают ученики.)
Там где нужно сто лопат,
Я один трудиться рад. (Экскаватор)
Рыжая птичница
В курятник пришла.
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
УЧИТЕЛЬ: Назовите в каждом слове первый звук. Обозначьте звуки буквами. (Дети из разрезной азбуки выкладывают слово “Эля”.)Какую букву вы использовали в начале слова? Очень обрадовался Хрюша новой знакомой и решил с ней потанцевать. Давайте и мы потанцуем. (Физкультминутка.)
УЧЕНИК: Мы положили в слове заглавную букву. Имена собственные надо писать с заглавной буквы.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите, как пишется заглавная буква. Чем похожи, чем отличаются строчная и заглавная буквы?
УЧЕНИК: Буквы состоят из одинаковых элементов, отличаются высотой.
УЧИТЕЛЬ: Напишите букву “Э”. (Ученики выполняют задание). А теперь прочитайте слова написанные на следующей строке.
УЧЕНИК: Эмма, Элина.
УЧИТЕЛЬ: Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
УЧЕНИК: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
УЧИТЕЛЬ: Какое соединение и написание букв в этих словах?
УЧЕНИК: В слове “Эмма” - написание отрывное из-за буквы “Э”, соединение нижнее, в слове “Элина” - написание тоже отрывное, соединение букв смешанное.
УЧИТЕЛЬ: Напишите слова, диктуя себе по слогам.
2. Закрепление изученного материала.
а) Письмо предложения.
УЧИТЕЛЬ. Достаньте из конвертов карточки со словами. Из этих слов составьте предложение. Какое предложение вы составили?
УЧЕНИК: Я составил предложение: “В этом доме пять этажей.”
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на памятку. Какие правила необходимо помнить, чтобы списать предложение без ошибок? (Ученики читают памятку и выполняют списывание предложения)
3. Итог урока.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы знакомились с написанием новой буквы. Поменяйтесь прописями и проверьте работы своих одноклассников. Кому понравились работы соседа?
Какие ошибки вы заметили? Что посоветуете своим друзьям, чтобы у них были хорошие работы? А теперь оцените свою работу, нарисуйте у Хрюши ротик (у детей на столах рисунок героя “без рта”). Дети рисуют на изображении: “улыбку, удивление и недовольство”.