Биография. Император Гелиогабал – самые развратные правители в истории Жизнь императора Гелиогабала

Гелиогабал

Одна из самых таинственных фигур поздней империи – мальчик Гелиогабал (или, как его иногда называют, Элагабал). Он был связан с культом восточного божества, и без учета этой связи разговор о нем невозможен; поэтому все, что мы можем сказать о Гелиогабале, могло быть сказано при обсуждении религиозных представлений римлян. Однако мы обладаем таким количеством ярких и конкретных сведений об этом мальчике-императоре, что нам показалось более уместным рассказать о нем в сопоставлении с другими, не менее интересными личностями эпохи империи.

Чтобы понять его жизнь, нужно четко указать на один момент: в Гелиогабале соединились три несочетающихся элемента. Он был четырнадцатилетним мальчиком. Он был жрецом культа, «в рамках которого вели непримиримую борьбу глубокий мистицизм и безумная непристойность», как выразился Дитерих. Наконец, он был римским императором, предпринявшим безумную попытку внедрить в Риме свой сирийский культ, в сущности, заменив им все остальные религии. Мы сразу же поймем, что личность, объединившая столь противоречивые элементы, несла в себе ярко выраженное трагическое начало.

Но помимо этого, Гелиогабал получил в наследство предрасположенность к развратной и чувственной жизни. Он был сириец, внучатый племянник императора Септимия Севера и сириянки Юлии Домны. Историк того времени Геродиан, похоже, в своей «Истории» говорит о Гелиогабале правду (v, 3, 7): «Был он в цветущем возрасте и красивейшим из юношей своего времени. Вследствие того, что в нем соединялись телесная красота, цветущий возраст, пышные одежды, можно было сравнить юношу с прекрасными изображениями Диониса». Происходя скорее от семитских, а не от римских корней, он, видимо, обладал почти женской красотой, за что им особо восхищались мужчины того времени. Геродиан продолжает (v, 3, 8): «Когда он священнодействовал и плясал у алтарей, по обычаю варваров, под звуки флейт и свирелей и аккомпанемент разнообразных инструментов, на него более чем с обычным любопытством взирали прочие люди, а более всего воины, знавшие, что он царского рода, да и к тому же привлекательность его притягивала к себе взоры всех… И вот воины, часто бывая в городе, заходили в храм для поклонения и с удовольствием взирали на юношу».

С помощью этих солдат и под давлением своей амбициозной бабки Мезы он провозгласил себя римским императором в своем родном сирийском городе Эмеса или Гемеса. Пробыв недолгое время в Никомедии, он, опять же под влиянием бабки, перебрался в Рим. Он все так же хранил верность своему богу и, «справляя культ местного бога, в котором он был воспитан, с упоением плясал, одеваясь в самые пышные наряды, украшая себя золочеными пурпурными тканями, ожерельями и браслетами, надев венец в виде тиары, покрытой золотом и драгоценными камнями. Одежда у него была чем-то средним между финикийским священным одеянием и мидийским пышным нарядом. Ко всякой римской и эллинской одежде он испытывал отвращение, говоря, что она сделана из шерсти, вещи дешевой; его удовлетворяли только шелковые ткани. Он выступал под звуки флейты и тимпанов, якобы священнодействуя в честь бога» (Геродиан, v, 5, 3). Его благоразумная бабка, которая благодаря ему надеялась вернуть себе власть при императорском дворе, предупреждала его, что такой костюм не понравится римлянам, «так как они непривычны к такого рода утонченности и думают, что она к лицу не мужчинам, а женщинам». Но Гелиогабал, почти не знавший жизни, не последовал совету опытной бабки: он прислушивался только к льстецам, которые, естественно, не говорили ему правду. Все же он велел изобразить себя на портрете в жреческих одеяниях так, как он появлялся на жертвоприношениях. Портрет был заранее послан в Рим; там его повесили в Сенате над статуей богини Победы, чтобы ему могли приносить жертвы и совершать возлияния, а также для того, чтобы римляне успели привыкнуть к чужеземному облику их нового императора.

Одновременно он распорядился, что любое жертвоприношение любому богу сопровождалось молитвой «к новому богу Элагабалу».

Что же это был за бог, которому так преданно служил мальчик-император? Даже по сей день на эту тему ведутся дискуссии. Уиссова полагает, что это был сирийский бог солнца, более известный как Баал. В Эмесе его культ заключался в поклонении черному коническому камню (фаллосу?). В Риме, по мнению Уиссовы, он был известен со 158 года н. э. под именем Sol Inuictus Deus (Непобедимый Бог-Солнце). В честь этого бога юный император и себя называл Элагабалом, хотя его настоящее имя было Бассиан. (У греков Элагабал превратился в Гелиогабала, так как «солнце» по-гречески – helios.) Новый бог получил несколько храмов с жрецами – один на Палатине рядом с императорским дворцом, другой в римских пригородах. В одном из этих храмов император собрал символы всех прочих известных божеств, тем самым желая продемонстрировать, что культ Гелиогабала включает в себя тайны всех других религий (так рассказывает Лампридий). Разумеется, тогда, в эпоху синкретизма, когда одних богов путали с другими, это не могло никого удивить. Например, Александр Север держал у себя дома изображения всех известных богов, и даже, как утверждают, Христа. Однако Гелиогабал на этом не остановился. Он обдумывал идею (которая нам покажется абсурдной) найти своему богу супругу-богиню. Об этом упоминает Дитерих в эссе «Упадок древней религии», (Дитерих. Эссе и статьи). Он пишет: «Эта церемония, какой бы безумной она ни могла казаться, основывается на глубокой религиозной идее о священном браке Божественного царя и Божественной царицы, которые соединяются ради благословения и оплодотворения земли. Гелиогабал нашел эту царицу в лице великой карфагенской богини, которую иногда называют Юноной, иногда Небесной девой (uirgo caelestis), а иногда просто Царицей (regina). Ее величественная статуя, привезенная в Рим, должна была стать невестой на грандиозной свадебной церемонии, проведенной юным императором».

Итак, мы видим, что в основе религиозных нововведений императора лежало поклонение сирийскому богу солнца. Вот что об этом культе пишет Геродиан (v, 5, 8): «Построив очень большой и прекраснейший храм богу, соорудив вокруг храма большое количество алтарей, он, выходя каждое утро, закалывал и возлагал на алтари гекатомбы быков и огромное число мелкого скота, нагромождая различные благовония и изливая перед алтарями много амфор очень старого превосходного вина, так что неслись потоки вина, смешавшегося с кровью. Вокруг алтарей он плясал под звуки различных музыкальных инструментов; вместе с ним плясали женщины, его соплеменницы, пробегая вокруг алтарей, неся в руках кимвалы и тимпаны; весь Сенат и сословие всадников стояли кругом наподобие театра. Внутренности принесенных в жертву животных и благовония в золотых сосудах несли над головой не слуги или какие-нибудь простые люди, а начальники лагерей и ведавшие важнейшими государственными делами; они были одеты в хитоны с пурпурной полосой посередине, спускавшиеся до пят и имевшие рукава по финикийскому обычаю; на них были сандалии, сделанные из льна, как у пророков в тех местах. Он считал, что оказывает величайшую почесть тем, кому он позволяет принять участие в священнодействии». Летом каменный образ бога торжественно переносили в другой храм (v, 6, 6). «Поставив самого бога на колесницу, разукрашенную золотом и драгоценными камнями, он вывозил его из города в предместье. Колесницу везла шестерка белых коней, огромных и без единого пятна, украшенных в изобилии золотом и разноцветными бляхами; вожжи никто не держал, и на колесницу не всходил человек, вожжи были наброшены на бога, как будто возничим был он сам. Антонин бежал перед колесницей, отступая перед ней, глядя на бога и держа узду коней; он совершал весь путь, пятясь назад и глядя вперед на бога. Чтобы он не споткнулся и не поскользнулся, не видя, где он ступает, было насыпано много золотого песка, а телохранители с обеих сторон удерживали коней, заботясь о его безопасности во время такого бега. Народ же бежал с обеих сторон, неся разнообразные факелы, бросая венки и цветы; статуи всех богов и все, какие только были пышные или ценные приношения, все императорские знаки и ценные сокровища, а также всадники и все войско предшествовали богу».

В этой связи мы должны отметить, что Гелиогабал (сексуально развитый не по годам) женился на одной из девственных весталок, заявив, что «брак жреца на жрице является пристойным и благочестивым». Это был его второй брак, но отнюдь не последний. Вскоре он дал развод своей жене-весталке (которая, вероятно, была намного старше его) и женился на внучке Марка Аврелия.

Почему Гелиогабал смог удержаться на престоле лишь четыре года? Историки по-разному отвечают на этот вопрос. Геродиан, самый прозаичный из них, говорит, что Гелиогабала на престол возвела армия и она же, разочаровавшись, свергла его. Его бабка, благодаря амбициям которой он оказался на вершине власти, вскоре увидела, что его странный образ жизни приводит армию в неудовольствие, особенно когда он копировал Нерона (которого он вообще напоминает во многих отношениях), танцуя и управляя колесницей на публике, «портя красивое от природы лицо безобразными красками» (Геродиан). Хитрая и опытная Меза опасалась, что при его неизбежном падении и она лишится власти. Она придумала блестящее и рискованное решение. У Гелиогабала был двенадцатилетний двоюродный брат Алексиан, который по характеру гораздо лучше подходил для выполнения императорских обязанностей и поддержания императорского достоинства. Поэтому Меза убедила Гелиогабала «усыновить и объявить Цезарем своего двоюродного брата» и что самому ему «следует заниматься жречеством и культом, предаваясь религиозным исступлениям, оргиям и божественным делам»; тем временем кто-то другой должен был выполнять светские обязанности, а для них лучше всего годился Алексиан. Соответственно, Алексиан был усыновлен Гелиогабалом и стал его соправителем под именем Александр. Его предусмотрительная мать Маммея позаботилась найти ему учителей, которые бы обучали его греческому и римскому письму, а также самым необходимым физическим упражнениям и некоторым видам спорта. Гелиогабал пробовал увлечь Алексиана культом своего бога, попытался прогнать учителей. Понимая, что армия начала склоняться на сторону честного и разумного Алексиана, он покушался на его жизнь, однако Маммея и Меза защитили мальчика от грозившей ему опасности.

Женоподобная жизнь императора приводила солдат все в большую ярость. «Они чувствовали отвращение к нему, видя его с лицом, нарумяненным более тщательно, чем это подобает даже скромной женщине, не по-мужски украшенного золотыми ожерельями и изысканными одеждами; плясавшего так, чтобы все его видели. Поэтому они более благосклонно обращали свои мысли к Александру и возлагали лучшие надежды на мальчика, прекрасно и разумно воспитывающегося» (Геродиан, v, 8, 1). Когда Гелиогабал безрассудно лишил своего кузена титула цезаря, которым наделил его только что, солдаты возмутились, и наконец разразился открытый бунт. Гелиогабал вместе со своей презренной матерью Соэмией и всеми домочадцами был убит. Его тело и тело Соэмии протащили крючьями по городу и выбросили в Тибр. Всеобщий любимец, юный Александр, унаследовал трон под присмотром матери и бабки. Так излагает события Геродиан.

У нас есть и два других рассказа о Гелиогабале, сильно отличающиеся от приведенного выше. Первый принадлежит Кассию Диону, современнику императора, а второй – Лампридию, дешевому и сенсационному автору поздней эпохи. Оба рассказа контрастируют с безыскусным и прозаическим повествованием Геродиана, выделяя фаллический элемент в жизни Гелиогабала. Этот контраст можно объяснить по-разному. Самое простое объяснение (которое приводится во всех исторических трудах), конечно, состоит в том, что Кассий Дион и Лампридий рассказывали всю правду о жизни этого «выродка». Но как ни удобна такая точка зрения, мы ее не разделяем – по крайней мере, принимаем с очень большими оговорками. Безусловно, верно, что этот юноша полусемитских корней, неожиданно оказавшийся во главе величайшей державы мира, мог позволить себе вести образ жизни, напоминающий Нерона. Например, эти авторы рассказывают, что вскоре после своего возвышения он предал смерти ряд людей, которым был многим обязан, в том числе и своего наставника, весьма отличившегося в войне с предыдущим императором Макрином. Вот как объясняет это Дион: «Он умертвил этого человека, потому что тот упрекал его в неумеренности и неразумном поведении; он лично нанес первый удар, потому что никто из его воинов не решался поднять руку на невинного» (Кассий Дион, 80, 6).

Мы же прежде всего заметим, что подобное едва ли могло произойти без согласия матери Гелиогабала, которую описывают как жестокую и порочную женщину. Она и амбициозная бабка Гелиогабала, очевидно, играли такую же роль в его правлении, какую играла Агриппина при юном Нероне. Бессердечную неблагодарность, проявившуюся в зверском убийстве наставника Гелиогабала, можно объяснить с точки зрения психологии: юноша гордился своим свежеобретенным мужеством и в попытке окончательно освободиться от оков старых влияний схватился за меч. Но с другой стороны, весь этот инцидент может оказаться лишь злопыхательской и безосновательной сплетней – из числа тех, которые мгновенно множатся после свержения и убийства императора. Мы также полагаем, что все другие ужасы (включая и сексуальные), упоминающиеся у Кассия Диона и Лампридия, можно интерпретировать в совершенно ином ключе – хотя, насколько нам известно, никто еще не пытался это сделать. Возможно, наша интерпретация ошибочна, но мы попытаемся ее обосновать. Вот в чем она состоит.

Как указывает Дитерих (в процитированном выше отрывке), культ сирийского божества Гелиогабала включал крайне непристойные элементы. Мы знаем, что с обоих сторон от входа в его храм в Сирии стояли два колоссальных фаллоса, по преданию, установленные самим Вакхом; символом же бога Эмесы было не что иное, как «огромный конический черный камень», наподобие фаллоса. Нельзя ли предположить, что внедренный Гелиогабалом культ был просто-напросто фаллическим культом, тем более что фаллические культы в самых различных формах характерны для всего Древнего мира? Юный жрец такого культа волей-неволей будет воспринимать себя как женщину. Нашу теорию подтверждает то, что, как нам рассказывают, Гелиогабал хотел оскопить себя, но затем ограничился обрезанием, однако танцевал в честь своего бога всегда в более-менее женском обличье. Он рассматривал себя как женское начало в противоположность к законченной мужественности своего бога. Мы ясно видим, что Гелиогабал видел в своем боге воплощение мужского начала; доказательство тому – устроенный им божественный брак.

Итак, если он был, так сказать, женщиной, увлеченной поклонением мужскому началу, легко объясняется и все остальное. Легко понять, почему этот «развратный» юноша искал всюду мужчин с выдающимися фаллическими атрибутами, а потом и «вышел замуж» за того, который в этом отношении не знал себе равных. Сцены ревности, которые происходили между двумя любовниками, являются лишь дальнейшим развитием этой фантастической идеи. Вполне может быть, что женственные черты (по сути, бисексуальный элемент) были в Гелиогабале необычайно сильно развиты; на это указывает замечание Кассия Диона (80, 14), что он не только танцевал под музыку во время своих празднеств, но и в повседневной жизни отличался необычайной «танцующей походкой». То же самое характерно и для современных гомосексуалистов.

Наконец, мы должны отметить признаки мазохизма в его характере, что упоминается Кассием Дионом. Он рассказывает (наряду с другими авторами, чья правдивость также остается под сомнением), что ревнивый любовник часто бил Гелиогабала, и тот ходил со следами побоев на теле. Далее Кассий говорит (80, 15, 4): «Его страсть к своему любовнику была не случайной прихотью, а сильной и глубоко укоренившейся любовью: суровость любовника не возбуждала в нем негодования, а лишь усиливала его страсть; он собирался дать любовнику титул цезаря».

Нам хочется представлять себе Гелиогабала красивым мальчиком, чье очарование заключалось в нежном изяществе и женственных чертах. Но если, согласно распространенным представлениям, его изображения на римских монетах (а как нам известно, они раскрывают характер персонажа) правдивы, то мы сталкиваемся с новой загадкой. На этих монетах мы видим весьма уродливого юношу, не слишком, правда, юного, с ярко выраженными семитскими чертами, азиатскими кудрями, тусклыми глазами, выступающей нижней губой и большим горбатым носом – в сущности, полную противоположность «юному Дионису». Но сами эти сирийские черты (практически почти негроидные) вполне объясняют чувственный характер столь молодого человека.

Так или иначе, мы видим из всех приведенных выше фактов и описаний, что загадка Гелиогабала остается нерешенной. Нам представляется, что решение не будет найдено, если принимать за исторические факты все абсурдные и вульгарные россказни Лампридия или сочинять на их основе сенсационные романы, вроде того, что принадлежит перу голландского автора Куперуса. Стоящая перед нами проблема более сложна. По нашему мнению, наиболее близко подошел к правде об этом таинственном сирийском юноше Геродиан; соответственно, и наш рассказ опирается главным образом на его свидетельства.

Что абсолютная власть и развращает абсолютно. Тому пример римские императоры Тиберий, Калигула, Нерон. Однако был в истории Рима такой император, что затмил всю эту троицу. Имя его Гелиогабал. Свою недолгую жизнь он умудрился так грязно прожить и бездарно прожечь, что его имя - Антонин было запрещено Сенатом навечно.

Жрец "солнечного бога"

Красивый мальчик в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и благодаря золоту и интригам своей бабки он и был провозглашён ими римским императором под именем Цезарь Марк Аврелий Антонин Август, причем было ему тогда всего четырнадцать лет. Во время медленного его шествия из Сирии к Риму впереди несли его портрет, посылаемый в качестве подарка сенату. "Он был изображен в священническом одеянии из шелка и золота, широком и длинном по обычаю мидийцев и финикийцев; его голова была покрыта высокой короной, а на нем было надето множество ожерелий и браслетов, украшенных самыми редкими драгоценными каменьями. Его брови были окрашены в черный цвет, а на его щеках видны были следы румян и белил. Сенаторы должны были с грустью признаться, что, после того как Рим так долго выносил грозную тиранию своих собственных соотечественников, ему наконец пришлось преклониться перед изнеженной роскошью восточного деспотизма". Поддерживаемый большей частью армии, Гелиогабал принялся с фанатичным усердием насаждать в Риме религиозные обряды Востока. Смешение верований, которое было возможно в то время, иллюстрирует убранство его личной часовни, в которой он поставил статуи Авраама, Орфея, Аполлона и… Христа.

Получив трон, он начал с того, что сделал сенатором свою мать, чего раньше никогда не бывало, и построил в Риме храм в честь бога Гелиогабала, жрецом которого он был. Именно за это его Гелиогабалом и прозвали, а так официально этого имени он не носил! При этом он не раз говорил, что надо бы перенести в него богослужение христиан, самаритян и иудеев, чтобы жречество Гелтиогабала держало в руках тайны всех этих культов и, согласитесь, что людей того времени столь смелые заявления, скорее всего, просто повергали в ужас! Здесь были собраны самые священные для римлян предметы: палладиум, щиты Салиев, огонь Весты, которым теперь пришлось отступить на второй план перед изображением чёрного камня, обозначавшего солнечного бога.

Сам же император, обрядившийся в сирийскую одежду, с подведёнными глазами и бровями, с набелёнными и нарумяненными щеками, в присутствии всех должностных лиц Рима каждый день совершал богослужение. В заключение император исполнял священный танец под аккомпанемент инструментов и пение хоров девушек, сопровождавших гимны оргиастическими телодвижениями и плясками вокруг алтарей. Не довольствуясь обыкновенными религиозными церемониями, Гелиогабал устроил торжественное венчание своего бога с привезённой из Карфагена богиней Танит и даже приносил человеческие жертвы - красивых мальчиков из знатных семейств!

Администратор

Префектом (начальником полиции) Рима он назначил понравившегося ему плясуна, начальником собственной охраны - своего возницу, префектом продовольственного снабжения - угодившего ему цирюльника. То, что должности император продавал за деньги - кто больше даст, римлян особенно не возмущало. Но Гелиогабал их не столько продавал, сколько раздавал, подыскивая для них… мужчин с большими половыми органами, которых специально разыскивали и приводили во дворец, где он предавался с ними разврату, и, соответственно, за это их и вознаграждал! Вольноотпущенников - бывших рабов, он делал наместниками легатами, консулами и опозорил, таким образом, все эти звания, раздавая их людям совершенно случайным. Дошло до того, что он вступил в брак с неким Зотиком, имевшим на него большое влияние, чего до него опять-таки не совершал ни один из римских императоров!

Изобретатель лотереи

Но первое время народ его любил и, прежде всего потому, что первым придумал застольные лотереи с призами. Приглашал на пиры во дворец к себе простолюдинов , где им выдавались ложки с номерами. Затем во время пира номера эти выкрикивались, и кто-то получал десять верблюдов, кто-то - десять мух, одному доставалось десять фунтов золота, другому - десять фунтов свинца, а кому-то - десяток страусиных яиц! В числе призов для смеха были и дохлые собаки, и фунт говядины, и тут же сто золотых монет с портретом императора, так что люди, обогатившиеся таким образом принимали все это с большой охотой и поздравляли друг друга с таким императором. Соответственно и на пирах у него было все не так, как у других. На них подавались миски наполненные мозгами соловьев, гребни срезанные у живых петухов, отварной горох с золотыми шариками, бобы с янтарем и рис с белым жемчугом. Даже гладиаторские бои в виде морских сражений, по сообщениям современников, он устраивал на каналах, наполненных вином!

Сибарит

Устраивая все это для других, Гелиогабал, понятно, не забывал и свою собственную персону. Ни с одной женщиной, кроме жены, он не спал чаще одного раза. Перед каждым пиром, опять-таки, ради развлечения он приказывал сделать кушанья из воска и камней и подавал своим странным друзьям и прихлебателям, которые должны были изображать веселый пир. На пиры приглашались одноглазые, хромые, лысые и горбатые, причем все в количестве восьми человек, и все это опять же смеха ради. Когда же они напивались, их запирали в комнату с ручными леопардами, львами и медведями и наслаждался их испугом, подглядывая в секретные глазки. Он первым начал делать студень из рыб, устриц, лангустов и крабов, а в вино, настоянное на розовых лепестках, придумал, как сделать ещё ароматнее, добавляя к нему растертые сосновые шишки! Для снежной горы во дворце в Риме издалека был завезен снег…

Он же первым из римлян начал носить одежды из чистого шелка, который по баснословным ценам купали у перекупщиков из Китая! Причем никакую одежду и обувь он не надевал дважды. Повозки он предпочитал выложенные золотом и запрягал в них обнаженных женщин и сам, тоже обнаженный, разъезжал в таком виде по всему дворцу.

Фаталист

Занимаясь самым необузданным развратом и с женщинами, и с мужчинами, а также потрафляя своим прочим необузданным страстям, Гелиогабал верил предсказанию сирийских жрецов, что он умрет насильственной смертью и заранее к этому приготовился. Считая, что как император он может и должен в критический час умереть только от своей собственной руки, он по всему дворцу разложил шелковые веревки, чтобы на них удавиться. Затем заготовил флаконы с ядом, сделанные из драгоценных камней, и золотые мечи, чтобы собственноручно ими заколоться. Выстроил он и высокую башню, а под ней приказал вымостить двор золотыми плитами, украшенными драгоценными камнями. И все это для того, чтобы в случае смертельной опасности подняться наверх и броситься вниз, дабы мозги его растеклись не по чему-то, а по золоту!

Проклятый

В итоге, после четырех лет правления Гелиогабал возбудил в римлянах столь сильное отвращение, что против него был составлен заговор. Были убиты его развратные "друзья", причем убивали их так, чтобы смерть соответствовала их образу жизни. Ни ядом, ни шелковыми веревками, ни башней, ни мечами воспользоваться ему не удалось. Он спрятался в отхожем месте и был там убит, причем одновременно с матерью. По одной версии его тело сначала бросили в клоаку (выгребную яму), а потом в Тибр. По другой в отверстие клоаки оно не пролезало и тогда его труп с привязанными камнями (чтобы никогда не всплыл и не мог быть похоронен!) бросили в Тибр. Он оказался единственным из римских императоров, с кем так поступили после смерти . Более того, его имя - Антонин было запрещено Сенатом навечно, настолько оно показалось ему обесчещенным!

О жизни Гелиогабала, родившегося в 204-ом году н. э. и правившего с 8 июня 218 и по 11 марта 222 года до нас дошел довольно нейтральный рассказ историка Геродиана, и два жизнеописания Кассия Диона и Лампридия. Они-то как раз и полны сенсационных подробностей всех вышеприведенных сцен сексуального разгула, и это у них все описано с такими подробностями, что почти никто и не пытался в них усомниться. Как бы там ни было, а проверить кто прав, а кто нет, сегодня не представляется возможным. Истина, как всегда, по-прежнему где-то там!

Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus

Бюст императора Гелиогабала в Капитолийских музеях
Римский император
8 июня - 11 марта
Предшественник Макрин
Преемник Александр Север
Рождение (0204 )
Эмеса , Сирия , Римская империя
Смерть 11 марта (0222-03-11 )
Рим , Италия , Римская империя
Место погребения
Род Северы
Имя при рождении Секст Варий Авит
Отец Секст Варий Марцелл
Мать Юлия Соэмия
Супруга 1-я: Юлия Корнелия Паула
2-я: Юлия Аквилия Север
3-я: Анния Аврелия Фаустина
Дети сын: Александр Север (приёмный)
Вероисповедание поклонение финикийскому богу Солнца Элагабалу (Гелиогабалу)
Гелиогабал на Викискладе

Происхождение

Антонин Гелиогабал по отцу принадлежал к сирийскому аристократическому роду Вариев и от рождения именовался Бассианом Варием Авитом. Его прадед, дед и отец, сенатор Секст Варий Марцелл , были жрецами финикийского бога солнца Элагабала , считавшегося покровителем города Эмесы . С материнской же стороны Бассиан состоял в родстве с императорской фамилией: его бабка, Юлия Меса , была родной сестрой Юлии Домны , супруги императора Септимия Севера и матери императора Каракаллы. Но, возможно, связь Гелиогабала с родом Северов была ещё ближе и непосредственнее: мать будущего императора, Юлия Соэмия , в юности состояла в любовной связи с Каракаллой , и говорили, что сын её родился именно от младшего Севера, а не от законного супруга (Лампридий: «Антонин Гелиогабал»).

После гибели Каракаллы, когда на престол вступил Макрин , Соэмия с матерью и сестрой, Юлией Мамеей , поселились в Эмесе. Здесь сын Соэмии был посвящён в главные жрецы Элагабала. Под именем этого бога (где «эл » - семитское «бог» - из-за ложной этимологии часто заменялось на греческое «гелиос » - солнце) стал известен и сам император, хотя официально не носил такого имени.

Правление

Красивый юноша в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам , и благодаря золоту и интригам Юлии Мезы Гелиогабал он был ими провозглашён императором под именем Цезарь Марк Аврелий Антонин Август в четырнадцатилетнем возрасте. После победы над полководцем Макрина Юлианом, а затем и над самим Макрином Гелиогабал направился в Рим . По дороге к столице он уже проявил своё самовластие - результат воспитания в духе восточного деспотизма : не ожидая сенатского решения, он принял титулы Pius Felix Proconsul tribunicia potestate .

В период правления Гелиогабала произошло много восстаний - Селевка , Квартина и Таврина. Сенат при Гелиогабале был совершенно унижен включением в его состав массы выходцев из Азии. Магистратура сделалась достоянием актёров, вольноотпущенников и слуг.

Личная жизнь

Личная жизнь императора была наполнена развратом: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он. Из любовников Гелиогабала римские историки особо отмечают оказывавших на него сильное влияние Гиерокла и Зотика.

Смерть

Безумства юного императора заставили Юлию Месу задуматься о передаче престола второму внуку, Алексиану Бассиану, сыну Юлии Мамеи, который благодаря греко-римскому воспитанию и высокому уровню образованности был полной противоположностью Гелиогабалу. Усилиями Юлии Месы Бассиан стал цезарем и соправителем под именем Александр Север . Когда Гелиогабал попытался уничтожить двоюродного брата, солдаты подняли мятеж против императора и убили его вместе с матерью. Труп Гелиогабала выбросили в Тибр (один источник добавляет, что перед этим его кидали в Большую Клоаку), запретив кому-либо ещё принимать имя Антонин, которое он обесчестил. Его религиозные декреты были отменены, а чёрный камень бога Элагабала возвращён в Эмесу.

О развращенности нравов в Римской империи хорошо известно всем, кто интересуется историей античного мира. При этом, прежде всего, в памяти всплывают имена Нерона, Калигулы, Мессалины, чьи имена стали едва ли не синонимами распутства.

Но вот про императора Марка Аврелия Антонина , вошедшего в историю под именем Гелиогабал , правившего Римом в 218 - 222 годах, впоминают гораздо реже.

Предлагаю вашему вниманию небольшую статью об этом императоре, относящуюся из-за ее содержания к категории "18+".

Гелиогабала природа щедро наградила привлекательными внешними данными, но, очевидно, компенсировала это недостатком ума и воспитания. Даже язык не поворачивается назвать его любвеобильным, поскольку он - просто самый развратный римский император из всех развратников и извращенцев, которых в римской истории хватало.

Скульптурное изображение Гелиогабала
из Капитолийских музеев Рима:

Наверное, при тех нравах, которые царили в то время и при том окружении, в котором рос мальчик - будущий император, трудно было ожидать, что он станет высокообразованным праведником, наделенным высокими моральными принципами. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в то погрязшее в разврате время было много и порядочных людей, не обделенных моралью и придерживавшихся нормальной сексуальной ориентации.

Но Гелиогабал, в отличие от многих других римлян, имел положение и власть, что при его гнилой душе, садистских наклонностях и любви к представителям своего же пола, стало поистине адской смесью.

Гелиогабал родился в 204 году в семье, имеющей кровные узы с тогдашним императором Септимием Севером . Возможно такое родство сыграло бы свою положительную роль и дало бы ребенку максимальные возможности для личностного роста и развития, если бы его окружали нормальные люди.
Но его бабка Юлия Меса и мать Юлия Соэмия были неразборчивы в связях, алчны и жаждали власти. Поэтому Гелиогабал стал в их руках орудием для достижения этих целей.

Надо начать с того, что его мать не знала, кто отец ребенка. А может быть, ей было выгодно это говорить. Хотя она родила в законном браке, но всем говорила, что отцом мальчика является Каракалла - тогдашний консул и будущий император. Зная о моральном облике предполагаемого папаши, вполне можно поверить, что это правда. Поэтому мальчику, нареченному при рождении сирийским именем Авита Вария Бассианом, сменили его на Марка Аврелия Антонина.

Септимий Бассиан Каракалла, он же -
Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август:



Шли годы, и Каракалла стал императором - глупым, порочным и беспринципным. Его убили спустя девять лет его бездарного правления. Гелиогабалу в то время было тринадцать, но он уже успел впитать все "прелести" натур матери, бабки и возможного отца, а также вкусить развратной жизни. В это время юноша уже осознал свою природную красоту, но не стремился сделать ее более мужественной. Напротив, он хотел, чтобы им восхищались мужчины. Он мечтал стать прекрасным, как самая лучшая из женщин. Гелиогабал пользовался женской косметикой - румянил щеки, красил губы, а также носил женские украшения.

Мать и бабка сделали все возможное, чтобы их отпрыск стал императором. Это случилось, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет.
Представьте себе, к чему это привело, когда к его порочной и самовлюбленной натуре добавились безграничные возможности!

Когда ребенок-император въезжал в Рим на зотолой колеснице, одетый в изысканные одежды, которые никогда не надевал дважды, весь увешанный драгоценностями и с изнеженным накрашенным личиком, впереди шествия несли его портрет, где он был больше похож на дорогую проститутку, чем на императора.

Гелиогабал ввел игру в лотерею, когда на пир в его дворец приглашались самые бедные люди Рима, которым раздавались ложки с написанными на них номерами. Во время застолья император называл номера и говорил, какой приз достанется его обладателю. Конечно, были и неприятные призы (например, дохлая кошка), но в основном бедняки получали либо золото, либо какие-нибудь другие ценные блага.

Было у юного императора и другое развлечение. Во дворец приводили нищих калек, поили их, а затем заводили в комнату с дрессированными хищниками. Понятно, что люди безумно пугались, а Гелиогабал, наблюдая это сквозь потайные окна, веселился.

Надо сказать, что сначала рядовые римляне были за такого правителя, поскольку успели нахлебаться от его жестоких предшественников. Но их надежды на доброго и веселого императора не оправдались. В годы правления этого распущенного мальчика широкое распространение приобрели человеческие жертвоприношения. По всей империи убивали самых красивых мальчиков (ведь император должен быть самым-самым красивым!) из знатных семей, чтобы угодить непонятному никому божеству, которому поклонялся Гелиогабал.

Он был женат, причем, трижды. Но ни с одной из своих жен он не нашел ничего общего. Ну еще бы, ведь не семейная жизнь входила в сферу его интересов.

Юлия Корнелия Паула -
первая супруга Гелиогабала:


Любовниц у него было множество, но в отличие от мужчин , более одного раза отношения ни с кем из них не повторялись, поскольку Гелиогабал был не столько натуралом, сколько пассивным гомосексуалистом.

Он хвалился, что у него было столько любовников, сколько не было у самой развратной шлюхи. Гелиогабал выбирал их среди актеров, циркачей и даже рабов. Основным мерилом при выборе партнеров для своих гомосексуальных оргий он считал рамер пениса - чем больше, тем лучше.

Римская монета начала III века н.э.:


У императора были специальные люди, которые искали молодых людей с соответвующей внешностью, раздевали их, оценивали размер фаллоса, и лучших, по их мнению, приводили к цезарю для его личного "тестирования". Всех, кто ублажил его в постели, Гелиогабал селил во дворце, давая им высокие государственные должности.

Среди его фаворитов был один мужчина, который очень покорил сердце императора - раб Гиерокл . Он был колесничим, которому повезло во время гонки упасть перед тем местом, где сидел Гелиогабал. шлем слетел с головы раба, и взору императора предстало красивое лицо молодого человека, обрамленное роскошными белыми кудрями. А если к этой картинке прибавить мощное тело, которое было у до того никому неизвестного раба, становится понятно, почему Гиерокл сразу же засел в сердце Гелиобагала занозой. После этого случая правитель велел привести раба в свои покои и сделал его своим любовником.

И хотя знаменитый "кубок Уоррена" традиционно относится исследователями к 5 - 15 годам н. э., то есть, ко времени за два с лишним века до правления Гелиогабала, изображенные на нем сцены гомосексуального характера очень подходят в качестве иллюстраций отношений этого императора со своими любовниками, в том числе с возничим Гиероклом:



Он настолько был увлечен новым фаворитом, что поселил во дворце его мать и дал ей должность консула. Гиерокл настолько умел ублажать в постели своего хозяина, что тот публично целовал ему половой орган, говоря при этом, что отдает тому дань за прекрасно проведенные ночи.

Еще один интересный факт о Гелиогабале, хотя доподлинно не известно, было ли это на самом деле.
Античные историки писали, что он любил умерщвлять своих врагов очень изысканным и вычурным способом. Гелиогабал приглашал их в гости на рокошный обед, сажал на определенные места, и когда все сидели за столом и спокойно пировали, сверху на гостей-недругов начинали сыпаться розовые лепестки в таком количестве, что людей засыпало с головами, и они задыхались. Только непонятно, почему они не вскакивали со своих мест и не спасались бегством. Возможно, понимали, что за такое непочтение к императору их все равно ждет смерть, причем, гораздо более страшная.

На эту тему даже есть картина английского художника Лоуренса Альма-Тадемы "Розы Гегиогабала" (1888 г.):

На тот же сюжет была написана картина "Погребение в цветах" (художник П. А. Сведомский, 1886 г.):


Гелиогабал, скорее всего, понимал, что век его недолог. Но он считал, что должен умереть красиво и от своей руки. Поэтому повсюду во дворце разложил веревки из золотых нитей, флаконы с ядом и золотые кинжалы, чтобы убить себя, если возникнет необходимость. Также он выстроил высокую башню, подножие которой вымостил золотыми слитками. Для чего? А для того, чтобы, если он выберет такой вид самоубийства и захочет броситься с ее вершины, его благородые мозги и кровь растеклись по золоту, а не по грязной земле.

Впрочем, мечтам развращенного императора о красивой смерти не суждено было сбыться.

Шло время, и образ жизни Гелиогабала все больше и больше раздражал римлян. В один прекрасный момент чаша терпения была переполнена, солдаты устроили бунт, в ходе которого Гелиогабал был убит. Его труп насадили на крючья, протащили по всем городским улицам, а потом выбросили в Тибр.
Отвращение к нему было настолько велико, что Сенат запретил отныне и навечно давать имя Антонин детям.

Гелиогабал правил всего четыре года, И даже странно, что он смог продержаться на престоле даже это время. Но самое главное, на что хотелось бы обратить ваше внимание, к моменту его насильственной смерти (11 марта 222 года) ему было всего лишь 18 лет!!!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.