Урок обобщения магнитное поле электромагнитная индукция. Обобщающий урок по физике на тему: "Электромагнитная индукция". Вопросы к физическому диктанту

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

Урок

ТЕМА

«Электромагнитная индукция»

Выполнил: Пересыпкина В. В.,

учитель физики, МБОУ СОШ №36,

слушатель курсов № 5-В

Проверил: Перова Т. Ю., заведующий кафедрой теории и методики общего образования

Новокузнецк, 2015

Тема: Электромагнитная индукция

Класс: 11

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: Демонстрационный амперметр, полосовой магнит, катушка-соленоид, соединительные провода.

Цель учителя: Способствовать формированию знаний учащихся по теме «Электромагнитная индукция» для целостного восприятия теории Максвелла об электромагнетизме и умений определять значение электромагнитной индукции в жизни цивилизованного общества.

Цель учащихся: Научиться объяснять явление «Электромагнитная индукция» и применять новые знания для описания (понимания) принципа работы любой электростанции мира (атомной, тепловой или гидроэлектростанции).

Планируемые результаты:

Личностные: Осмысление важности открытия Майклом Фарадеем явления электромагнитной индукции;

Метапредметные :

- регулятивные УУД: Проблема - «Электричество порождает магнетизм, а магнетизм может порождать электричество?». Опыт Майкла Фарадея и тема урока «Электромагнитная индукция». Сопоставить опыт с проблемой урока;

- познавательные УУД: Проанализировать опыт Майкла Фарадея и на основе знаний по электричеству и магнетизму объяснить появление электрического тока в замкнутом проводе при опускании в него магнита. Выстраивать логическую цепь рассуждений (выдвигать гипотезу) для объяснения возникновения электрического (индукционного) тока в соленоиде и зависимости величины тока от скорости поступательного движения магнита. Сравнивать, находить аналогии и передавать информацию в сжатом виде.

- коммуникативные УУД : Организовать учебное взаимодействие в группе. Проанализировать слайд «Принцип действия электростанции». Использовать ИКТ для открытия новых знаний.

Предметные: Знание по явлению «Электромагнитная индукция» и понимание принципа действия электростанции любого типа.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура

урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые

результаты

по УУД

Организационный момент

Приветствие учителя.

Приветствие класса

Проверка домашнего задания

Устные ответы на вопросы учителя.

Фронтальный опрос теоретической части домашнего задания.

Устные вопросы:

Условия возникновения электрического и магнитного поля;

Свойства электрических и магнитных полей;

Условия возникновения электрического тока.

Познавательные: выбирать основания для сравнения, находить аналогии, уметь передавать информацию в сжатом виде.

Изучение нового материала

1. Записать в тетрадь проблему (тему) урока и просмотреть опыт.

2. Повторно проделать опыт и попытаться дать ответы на проблемные вопросы.

3. Экспериментально получить ток наибольшей и наименьшей величины.

4. Сформулировать гипотезу для объяснения явления «Электромагнитная индукция» и выслушать гипотезы других групп.

5.Просмотр слайда «Принцип действия электростанции».

Отметить основные части электростанции.

1.Постановка проблемы:

« Электричество порождает магнетизм, а магнетизм порождает электричество? »

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ⇄

МАГНЕТИЗМ

2. Демонстрация опыта Майкла Фарадея «Электромагнитная индукция».

3. ПРОБЛЕМНЫЕ вопросы:

Почему стрелка амперметра отклоняется?;

Почему отклоняется стрелки то в одну, то в другую сторону?;

Почему отклонение происходит то на большую, то на меньшую величину?

3. Прослушать гипотезы, сформулированные разными группами учащихся

4. Сформулировать закон электромагнитной индукции и ещё раз на опыте проверить справедливость этого закона.

5. Показать слайд «Принцип действия электростанции»

1.Наблюдение опыта Фарадея «Электромагнитная индукция».

2.В малых группах проделать повторно опыт Фарадея.

3. Устно ответить на проблемные вопросы, поставленные учителем.

4. Сформулировать гипотезу для объяснения явления «Электромагнитная индукция».

5.Записать в тетрадь:

Закон электромагнитной индукции;

Основные составные части «сердца» электростанции;

Отметить общность в работе электростанций любого типа.

Регулятивные:

постановка проблемы, просмотр опыта и сопоставление опыта с проблемой урока.

Коммуникативные:

учебное взаимодействие в группах (объяснение своей точки зрения и прослушивание других позиций).

Познавательные:

открытие новых знаний

Личностные:

Осмысление важности открытия Майклом Фарадеем явления «Электромагнитная индукция»

Закрепление нового материала

Записать условие возникновения индукционного тока.

Сформулировать определение «Электромагнитная индукция».

Ответить на вопрос:

Когда возникает индукционный ток?

Познавательные:

открытие новых знаний

Контроль

Верная запись закона электромагнитной индукции с пояснением всех физических величин и единиц измерения.

На доске математическая форма записи закона электромагнитной индукции:

Написать название и единицы измерения всех физических величин в законе «Электромагнитная индукция».

Познавательные:

открытие новых знаний

Рефлексия

Проанализировать открытие Майкла Фарадея и осмыслить его важность в жизни человека.

1.Изучив явление «Электромагнитная индукция», оценим важность этого явления для жизни человека.

2. Выставление оценок и критические замечания по работе в группах.

Выскажите свою точку зрения на значимость открытия электромагнитной индукции в нашей жизни.

Личностные:

своя позиция на осмысление важности явления «Электромагнитная индукция» для науки и для жизни цивилизованного общества.

Домашнее задание

Записать домашнее задание.

Сопоставить информацию из учебника и интернета по явлению «Электромагнитная индукция».

Домашнее задание:

1.Учебник 11 класса Мякишев Г.Я., глава 2

«Электромагнитная индукция».

2. Интернет «Википедия», ru.wikipedia.org

Познавательные:

выбирать основания для сравнения, находить аналогии

Коммуникативные:

использование ИКТ для открытия новых знаний.

* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока

Открытый урок по физике в 11 классе.
Обобщающий урок:«Электромагнитная
индукция»
Разработала учитель физики Сокольчинской СОШ №3
Холмогорова А.А.
Предмет. Класс Физика 11 класс
Тема урока Обобщающий урок по теме: «Электромагнитная индукция»
Цели урока Обучающие
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся поданной теме.
2.Исследовать зависимость индукционного тока от магнитного потока. Развивающие
Формировать логическое мышление, умение исследовать, анализировать, делать выводы. Воспитательные
Воспитывать чувства колективизма,
Аккуратности, бережного отношения к компьютеру.
Вид используемых на уроке ИКТ «Открытая физика» часть 2, позволяющая исследовать явление электромагнитной индукции с помощью интерактивных компьютерных моделей, проверка полученных знаний в форме компьютерного тестирования.
Организационная структура урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Актуализация знаний Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания по теме урока.
1.В чем заключается явление электромагнитной индукции? Кем и когда было открыто это явление?
2.По рисунку определите направление индукционного тока в проводнике
3.Сформулируйте за кон электромагнитной индукции.
4.Какую силу называют силой Лоренца? Как определить ее направление?
5.На рисунке изображен замкнутый проводник, движущийся в однородном магнитном поле. Определить направление индукционного тока.
6.В чем заключается явление самоиндукции?
7.В каких единицах выражается индуктивность?(После ответа можно рассказать историю почему писатель взял псевдоним О Генри)
8.Записать формулу для нахождения энергии магнитного поля тока. Включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы, делают записи.
Один ученик у доски, остальные в тетради определяют направление индукционного тока.
Записывают формулу, дают определение.По правилу находят направление.
1 Гн
Исследовательская работа. Учитель предлагает рассмотреть компьютерные модели. См. приложение. Изучают компьютерную модель, используя диск «Открытая физика часть2». Делают выводы и отвечают на вопросы в приложении.
Контроль и самопроверка знаний. Учитель предлагает проверить знания учащихся по данной теме с помощью теста из «Открытой физики часть 2» «Электромагнитная индукция» Проверяют свои знания в форме компьютерного тестирования. Получают информацию о реальных результатах учения.
Рефлексия. Учитель мобилизирует учащихся на оценку своей деятельности во время урока. Осмысливают свою деятельность на уроке, проводят самооценку своих результатов. Отвечают на вопросы:
1. Понравился ли тебе урок?



Приложение.
Откройте в разделе электромагнитная индукция окно с изображением схемы движения проводника в однородном магнитном поле.
- Нажмите кнопку старт. Пронаблюдайте, как изменяется магнитный поток, за какое время прошло это изменение. Запишите формулу для вычисления ЭДС индукции. Вычисли ЭДС и сравни полученный результат с данным.
-На данном рисунке определи направление индукционного тока и запиши.
2. Открой окно модели опыт Фарадея1.
- Опускайте и поднимайте магнит сначала медленно затем быстро. Тоже самое проделайте с катушкой. В каком случае магнитный поток изменяется быстрее? Сделай вывод.
3. Открой окно модели опыт Фарадея2. Рассмотрите модель.
Как меняется ток при замыкании и размыкании первичной обмотки? Почему в индикаторной катушке наблюдается краткий импульс тока?
4. Открой тест из раздела «Электромагнитная индукция». Ответы на вопросы запиши в тетрадь, необходимые вычисления делай тоже в тетради. Обоснуй свои ответы.
5. Подведение итогов.
-ответь на следующие вопросы:
Рефлексия. 1. Понравился ли тебе урок?
2.Какие моменты урока считаешь наиболее интересными?
3.Какие трудности испытывал на уроке?
4.Замечания и предложения на будущее.

Цель урока : проверить знания учащихся по вопросам изученной темы, совершенствовать навыки решения задач различных видов.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Ответы учащихся по подготовленным дома таблицам

1. Применение электромагнитной индукции

2. Теория вихревого поля .

Изменяющееся магнитное поле вызывает появление особого электрического поля – вихревого , которое и вызывает смещение покоящихся электрических зарядов.

Объяснение Максвелла явления электромагнитной индукции.

~ Ē смещение зарядов ξ i

Вихревое электрическое поле...
названо так ΔЕ/Δt≠0

потому, что в нем, в отличие от ΔE/Δt = 0

электростатического, линии напряженности

замкнуты.

Вихревое электрическое поле возбуждается не электрическими зарядами, а переменным магнитным полем. 1. Направление силовых линий совпадает с направлением индукционного тока. 2. F̄= qĒ 3 Работа поля на замкнутом пути не равна нулю. 4. Работа по перемещению единичного положительного заряда численно равна ЭДС индукции в этом проводнике.

Решение вычислительных задач

№1. В катушке ток изменяется в течение 0,25с на 5 А. При этом возбуждается ЭДС самоиндукции равная 100 В. Какова индуктивность катушки?

Решение. ξi= — LΔI/Δt; L = — ξi Δt/ΔI; L= — 100·0,25/5 = — 5 Гн

Решение. WМ=L I2/2; WМ= 20·36/2= 360.

№3. Определить ЭДС индукции в рамке, содержащей 20 витков, и находящейся в магнитном поле. Известно, что магнитный поток изменяется за 0.16 с от 0,1 до 0,26 Вб.

Решение. ξi = nΔФ/Δt; ΔФ= Ф2- Ф1; ξi = 20·0,16/0,16 = 20 B.

№4. Проводник длиной 50 см перемещается в однородном магнитном поле с индукцией 0,4 Тл под углом 60ʹ к силовым линиям. С какой скоростью должен двигаться проводник, чтобы в нем возникла ЭДС, равная 1 В?

Решение. ξi = VBLsinα; V= ξi/ BLsinα V= 10 м/с

Подведем итоги урока

Домашнее задание: §11, № 936, 935.

Конспект открытого урока по физике в 9 классе.

«Электромагнитная индукция».

Цели урока:

Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.

развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

Задачи урока

Обучающие:

  1. изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  2. рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  3. показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  4. способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  2. способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать магнитные явления. Будем знакомиться с новым явлением, которое лежит в основе работы источников переменного тока. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.

Проверка усвоения ранее изученного материала

дифференцированное задание (1 вариант – тест; 2 вариант - таблица)

после выполнения задания ученики меняются заданиями для проверки.

1 вариант

  1. Магнитное поле существует… (выберите варианты правильных ответов)

а) вокруг проводника с током
б) вокруг движущихся заряженных частиц
в) вокруг неподвижных зарядов (-)
г) вокруг магнита

  1. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

а) Эрстед (+)
б) Ньютон
в) Архимед
г) Ом

  1. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:

а) алюминиевую рамку заменить железной
б) поднимать рамку вверх
в) взять более слабый магнит
г) усилить магнитное поле (+)

Рисунок 1

  1. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:

а) проводник медный
б) на проводник действует сила Ампера (+)
б) проводник наэлектризован
в) проводник слабо натянут

Рисунок 2

5. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон:

Е V 4

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

6 . Определите неизвестную величину: L= 1м; В = 0,8Тл; I= 20A F - ?

  1. Ответы 1. а, б, г оценка:
  2. 2. а без ошибок «5»
  3. 3. г 1 ошибка «4»
  4. 4. б 2 ошибки «3»
  5. 5. 4
  6. 6. 16 Н

2 вариант

Ответы:

Электростатическое поле

Магнитное поле

Вихревое электрическое поле

Источник поля

Электрические заряды

Движущиеся заряды - ток

Изменяющееся магнитное поле

Что служит индикатором поля?

Электрические заряды

Движущиеся заряды

Электрические заряды

Потенциальное или вихревое?

Потенциальное

Вихревое

Вихревое

Линии поля замкнутые или незамкнутые?

Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах

Замкнуты

Замкнуты

оценка : по 1 баллу за каждую
правильно заполненную строку

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами изучаем явление электромагнитной индукции. Попробуем разобраться в чем заключается это явление и каково его значение.

До начала XIX в. человечество знало только химические источники тока - гальванические элементы. Английский ученый Майкл Фарадей был убежден в существовании взаимосвязи между различными явлениями природы. Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем. Ведь можно преобразовывать тепловую энергию в механическую и наоборот, электрическую в химическую и наоборот. Поэтому в своем дневнике в 1822 г. Майкл Фарадей так и записал: «Превратить магнетизм в электричество!» И шел к своей цели целых десять лет. Как напоминание о том, над чем ему все время следует думать, он даже носил в кармане магнит. И такая взаимосвязь была установлена.

Опыты Фарадея.Просмотр фильма.

  1. Анализ полученных результатов, выводы. (Систематизация знаний)

Вопросы к фильму.

Что было общего во всех четырёх опытах Фарадея?

1. Когда возникает ток в катушке?

2. Отчего зависит направление индукционного тока?

3. Отчего зависит величина индукционного тока?

4. В чем заключается явление электромагнитной индукции ?

5. Где и для чего можно применить это явление ?

  1. Первичный контроль знаний (работа в группах) Закрепление пройденного
  1. Задание 1-й группе: Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ?
  2. Задание 2-й группе: Как возникает и как происходит явление ЭМИ?
  3. Задание 3-й группе: Каково значение явления ЭМИ?
  1. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы с вами

  1. изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  2. рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  3. показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток

(Оценки за урок)

  1. Задание на дом

ξ49,упр 39 (1, 2)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Открытый урок по физике в 9 классе. Явление электромагнитной индукции МОУ «СОШ №19» Г.о. Электросталь

Проверка усвоения ранее изученного материала Выберите варианты правильных ответов. 1. Магнитное поле существует… а) вокруг проводника с током б) вокруг движущихся заряженных частиц в) вокруг неподвижных зарядов г) вокруг магнита 2. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле? а) Эрстед б) Ньютон в) Архимед г) Ом

3. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно: а) алюминиевую рамку заменить железной б) поднимать рамку вверх в) взять более слабый магнит г) усилить магнитное поле Рисунок 1 4. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что: а) проводник медный б) на проводник действует сила Ампера б) проводник наэлектризован в) проводник слабо натянут Рисунок 2

5. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон: 3 В 2 1 е V 4 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 6 . Определите неизвестную величину: L = 1м; В = 0,8Тл; I = 20 A F - ?

Заполните таблицу Электростатическое поле Магнитное поле Вихревое электрическое поле Источник поля Что служит индикатором поля? Потенциальное или вихревое? Линии поля замкнутые или незамкнутые?

Ответы: 1. а, б, г оценка: 2. а без ошибок «5» 3. г 1 ошибка «4» 4. б 2 ошибки «3» 5. 4 6. 16 Н

Ответы оценка: по 1 баллу за каждую правильно заполненную строку Электростатическое поле Магнитное поле Вихревое электрическое поле Источник поля Электрические заряды Движущиеся заряды - ток Изменяющееся магнитное поле Что служит индикатором поля? Электрические заряды Движущиеся заряды Электрические заряды Потенциальное или вихревое? Потенциальное Вихревое Вихревое Линии поля замкнутые или незамкнутые? Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах Замкнуты Замкнуты

Изучение новой темы Майкл Фарадей (22.09 .1791 - 25.08.1867) 1821 г.- "Превратить магнетизм в электричество" 29 августа 1831 г. - открытие явления электромагнитной индукции

Опыты Фарадея Индукционный ток - это ток, который возникает в катушке, когда относительно неё движется постоянный магнит

Вопросы к фильму: 1 . Когда возникает ток в катушке? 2. Отчего зависит направление индукционного тока? 3. Отчего зависит величина индукционного тока? 4. В чем заключается явление электромагнитной индукции? 5. Где и для чего можно применить это явление? ? Фильм

Электромагнитная индукция - это явление возникновения индукционного тока в катушке при любом изменении магнитного поля, пронизывающего площадь его витков.

Генератор электрического тока Это устройство, в котором механическая энергия переходит в электрическую

Закрепление пройденного Работа в группах. I группа Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ? II группа Как возникает и как происходит явление ЭМИ? III группа Каково значение явления ЭМИ?

Сегодня на уроке: мы изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения; рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического; показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем: электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток.

Домашнее задание § 49, упражнение 39 (1, 2) устно.

заключение Всесторонние исследования ЭМИ показали, что с помощью этого явления можно получить электрический ток любой мощности, что позволяет широко использовать электроэнергию в промышленности. Сейчас почти вся электроэнергия, используемая в промышленности, получается с помощью индукционных генераторов, принцип работы которых основан на явлении ЭМИ.

Поэтому Фарадей по праву считается одним из основателей электротехники.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум »

Разработка открытого урока

по физике

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Разработал: преподаватель физики

Ашимова Г.А.

2016

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Цели урока:

Образовательные : повторить, обобщить и систематизировать знания теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»; способствовать совершенствованию ранее полученных знаний

Развивающие : способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся; способствовать развитию памяти, логического мышления, внимательности, умений определять и объяснять понятия, анализировать и обобщать, относиться критически к своим ответам и ответам товарищей, а также способности использовать теоретические знания при решении задач.

Воспитательные : содействовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, добросовестности, максимальной трудоспособности, воспитание умения работать в коллективе, умения слушать своих товарищей и делать вывод, воспитание положительной мотивации получения знаний, их практической направленности.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока : интеллектуальная игра «Покорение на Вершины Знаний»

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: групповая форма обучения и индивидуальная форма обучения.

Элементы образовательных технологий:

    информационно-коммуникационные технологии,

    технология проблемного обучения,

    технология уровневой дифференциации,

    игровые технологии.

ТСО, раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация урока, видеоролики опытов: «Сила Ампера», «Работа силы Ампера» «Опыт Фарадея», «Явление самоиндукции»; раздаточный дидактический материал.

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Формы организа-ции учебной деятель-ности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I . Организационный момент

Создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы, сообщает тему урока и план работы.

Приветствуют преподавателя, знакомятся с раздаточным материалом на столах. Студенты самостоятельно формулируют цели урока (Приложение №1-Лист самооценки)

II . Повторение и обобщение знаний

1 этап – «Разминка».

Актуализация опорных знаний Тестирование (Приложение №2)

Самоконтроль знаний

Повторить ранее полученные знания о магнитном поле и электромагнитной индукции.

Индиви-дуальная

Демонстрирует на слайдах презентации вопросы к тестовым заданиям, комментирует задания, поясняет, объявляет критерии оценок.

После ответов студентов, объявляет правильные ответы, подводит итоги.

Обучающиеся отвечают на вопросы теста. Затем выставляют себе оценку в лист самооценки

Критерии выставления баллов

За каждые 4 правильных ответа выставляется 1 балл, максимум-5 баллов

2 этап – «Объясни опыт ». (Приложение №3)

Повторить, углубить и осмыслить ранее изученный материал, выделить опорные знания в данной теме. Научить находить причинно-следственные связи, делать выводы

Индиви-дуальная

Демонстрируются видео-ролики – «Сила Ампера», « Работа силы Ампера », «Опыт Фарадея», «Явления самоиндукции»

Разъясняет цель работы , задает вопросы обращает внимание обучающихся на главные выводы, законы, подводит студентов к осмыслению практического применения полученных знаний, оценивает ответы.

Вопросы:

    Что такое сила Ампера?

    Как определить направление силы Ампера?

    Как определить работу силы Ампера?

    Что называется электромагнитной индукцией?

    Условия возникновения индукционного тока.

    Определение самоиндукции.

    Почему не сразу прекращается свечение лампочки после выключения цепи .

    Почему одна из ламп зажигается позднее другой?

    Где на практике используют данные явления?

Обучающиеся объясняют опыт и отвечают на дополнительные вопросы.

За правильный ответ – 1 балл.

3этап – Физический диктант (Приложение №4)

Повторить основные понятия, величины по данной теме

Индиви-дуальная , парная

Предлагает студентам ответить на вопросы. Задание и регламент времени повторяются дважды. После записи ответов учащимся предлагается проверить выполнение задания.

Обучающимся предлагается поднять руки – тем, кто получил отметки «5», затем «4», «3» и у кого прочерки. Таким образом, преподаватель выясняет уровень выполнения учащимися диктанта.

Отвечают на вопросы физического диктанта, осуществляют взаимопроверку, выставляют свою оценку в лист самооценки.

Для этого обучающиеся меняются тетрадями с соседом по парте, раздаются листы с правильными ответами, далее ставят на полях «+», если ответ правильный и «-», если ответ неправильный.

Критерии оценок:

За 9-10 правильных ответов – оценка «5» За 7-8 правильных ответов – оценка «4» За 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2 »

4 этап - «Найди ошибку!»

Работа в группах

Повторить основные формулы по изученной теме

Группо-вая

Раздает группам задание, объясняет порядок выполнения, оценивает ответы студентов.

На доске записана серия формул. Группам выдаются листы с формулами. В четырех из пяти формул допущены ошибки. Задача обучающихся - найти ошибки, указать на правильную запись формулы.

Регламент времени-5 минут

Затем группа выходит к доске, по очереди указывает на ошибки или утверждают, что формула записана верно. Группа зарабатывает столько баллов, сколько будет правильных ответов. Студенты выставляют оценки в лист контроля знаний.

5этап – Решение задач - ( Приложение №5 ).

На доске выражение: Знать физику – значит уметь решать задачи. (Энрико Ферми)

Группы получают дифференцированные задания.

Группы имеют право выбора задания

Повторить применение основных законов по данной теме при решении задач.

Группо-вая

Формулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность обучающихся по решению задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач, подводит итоги.

Самостоятельно решают задачи в тетрадях. Затем один из студентов выходит к доске и записывает решение выбранной задачи.

Обучающиеся выставляют оценки в лист контроля знаний.

III . Итог урока.

П одвести итог урока, оценить работу

Индиви-дуальная

Осуществляет указания по подсчёту средней оценки и подводит итоги работы обучающихся и урока.

Студенты подсчитывают средний балл за урок и сдают лист контроля преподавателю.

Выставление оценок за урок.

Критерии оценок:

«5»- 24,25 баллов

«4»- 20-23 баллов

«3»- 15-19 баллов

«2»- менее 15 баллов

IV .Домашнее задание:

(Приложение №6)

Объявляет домашнее задание:

    Составить кроссворд по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

    Заполнить таблицу: «Сравнительные характеристики свойств магнитного и электрического полей» (Приложение №6)

Записывают домашнее задание в тетради

Рефлексия (Приложение №7)

Провести рефлексию, оценить свое настроение

Индиви-дуальная

Предлагает обучающимся провести рефлексию (мотивации и способов деятельности) – Установить флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»

Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Прикрепляют флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»

Приложение №1

Лист оценивания

Ф.И. студента

Этапы урока; способ оценки

Индивидуальная работа

Работа в группах

    Разминка (тестирование)

(самоконтроль )

(максимум- 5 баллов)

2. Объясни опыт

(оценивает

преподаватель)

( максимум- 5 баллов )

3. Физический

диктант

(взаимоконтроль)

( максимум- 5 баллов)

4. «Найди ошибку»

(оценивает преподаватель )

( максимум- 5 балла)

5. Решение задач

(оценивает преподаватель

( максимум- 5 баллов)

Общий

балл

Оценка за урок

Критерии оценок:

«5»- 24,25 баллов

«4»- 20-23 баллов

«3»- 15-19 баллов

«2»- менее 15 баллов.

Приложение 2

Тест по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

1. Что является источником магнитного поля?

А) неподвижная заряженная частица; В ) любое заряженное тело;
С ) любое движущееся тело; D ) движущаяся заряженная частица.
2. Что является основной характеристикой магнитного поля?
А) магнитный поток;
B ) сила Ампера;

C ) сила Лоренца; D ) вектор магнитной индукции.

3. Выберете формулу для расчета модуля вектора магнитной индукции.
А) ;
B ) ; C ) ; D ) .

4. Укажите направление вектора магнитной индукции поля в точке А, находящейся на оси кругового тока. (рис. 1).

рис.1

А) вправо; B ) влево; C ) к нам; D ) от нас; E ) вверх; F ) вниз.
5. Выберете формулу модуля вектора силы Ампера.
А);
B ) ; C ) ; D ) .

6. На рис.2 стрелкой указано направление тока в проводнике, расположенного между полюсами магнита. В каком направлении будет двигаться проводник?

рис.2

А) вправо; B ) влево; C ) к нам; D ) от нас; E ) вверх; F ) вниз.
7. Как действует сила Лоренца на покоящуюся частицу?
А) действует перпендикулярно вектору магнитной индукции;
B ) действует параллельно вектору магнитной индукции;
C ) не действует.
8. В какой точке рисунка (см. рис. 3) магнитное поле тока, протекающего по проводнику МN, действует на магнитную стрелку с наименьшей силой?

рис.3

А) В точке А; B ) В точке Б; C )В точке В.

9.Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в противоположных направлениях?

А) Сила взаимодействия равна нулю.

В)Проводники притягиваются.

С) Проводники отталкиваются.

10. Как взаимодействуют две катушки (см. рис. 4) при прохождении по ним токов указанных направлений?

рис.4

А) притягиваются; B ) отталкиваются; C ) не взаимодействуют.
11. Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур?

А) Электростатическая индукция. B ) Явление намагничивания.

С) Самоиндукция D )Электролиз. Е) Электромагнитная индукция.

12. Кто открыл явление электромагнитной индукции?

А) X . Эрстед. B )Ш. Кулон. C ) А. Вольта.

D ) А. Ампер. E ) М. Фарадей. F ) Д. Максвелл.

13.Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой магнитным полем, и косинус
угла а между вектором В индукции и нормалью п к этой поверхности?

А) Индуктивность. B ) Магнитный поток. C ) Магнитная индукция.

D ) Самоиндукция. E ) Энергия магнитного поля.

14. Каким из приведенных ниже выражений определяется ЭДС индукции в замкнутом контуре?

A ) B ) C ) D ) E )

15. При вдвигании полосового магнита в металлическое кольцо и выдвигании из него в кольце возникает индукционный ток. Этот ток создает магнитное поле. Каким полюсом обращено магнитное поле тока в кольце к: 1) вдвигаемому северному полюсу магнита и 2) выдвигаемому северному полюсу магнита.

A) 1 - северным, 2 - северным. B ) 1 - южным, 2 - южным.

C ) 1 - южным, 2 - северным. D ) 1 - северным, 2 - южным.

16. Единицей измерения какой физической величины является 1 Вебер?

А)Индукции магнитного поля. B )Электроемкости.

C )Самоиндукции. D ) Магнитного потока. E ) Индуктивности.

17. Как называется единица измерения индуктивности?

А) Тесла. B ) Вебер. C )Гаусс. D ) Фарад. E ) Генри.

18. Каким выражением определяется связь энергии магнитного потока в контуре с индуктивностью L контура и силой тока I в контуре?

А). B ). C ) LI 2 , D ) LI

19 . Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым он был вызван, – это …

А) Правило правой руки. B ) Правило левой руки.

C ) Правило буравчика. D ) Правило Ленца.

20 . Две одинаковые лампы включены в цепь источника постоянного тока, первая последовательно с резистором, вторая последовательно с катушкой. В какой из ламп (рис. 5) сила тока при замыкании ключа К достигнет максимального значения позже другой?

рис. 5

А) В первой.

B ) Во второй.

C ) В первой и второй одновременно.

D ) В первой, если сопротивление резистора больше сопротивления катушки.

E ) Во второй, если сопротивление катушки больше сопротивления резистора.

Приложение № 3

Задание «Объясни опыт»

Видеоролики опытов: сила Ампера, работа сил Ампера, опыт Фарадея, явление самоиндукции.

Описание опытов

Опыт

Работа сил Ампера.

Под действием силы Ампера проводник перемещается в ту или другую сторону в зависимости от направления силы тока, и, следовательно, сила совершает работу.

Опыт Самоиндукция.

Две лампочки соединены с источником тока, одна через реостат, другая через катушку индуктивности. При замыкании ключа видно, что лампочка, подключенная через реостат, зажигается раньше. Лампочка, подключенная через катушку индуктивности, зажигается позже, поскольку в катушке возникает ЭДС самоиндукции, которая препятствует изменению силы тока. Если часто замыкать и размыкать цепь, то лампочка, подключенная через катушку индуктивности не успевает загораться.

Опыт.

Сила Ампера.

При пропускании тока через проводник, находящийся в магнитном поле на него действует сила направленная перпендикулярно силовым линиям магнитного поля. Когда изменяют направление силы тока, направление силы меняется на противоположное.

F = IBlsin

Опыт_Фарадея.

При внесении магнита в катушку, соединенную с амперметром в цепи возникает индукционный ток. При удалении так же возникает индукционный ток, но другого направления. Видно, что индукционный ток зависит от направления движения магнита, и каким полюсом он вносится. Сила тока зависит от скорости движения магнита.

Приложение 4

Физический диктант, рассчитан на 8-10 минут, предназначен для оценивания знаний по «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»

Физический диктант состо и т из 10 основных физических терминов, явлений, формул, и 10 вопросов к ним.

(Студент сам выбирает верный, на его взгляд, ответ и ставит номер своего ответа напротив номера вопроса)

I ВАРИАНТ

Вопрос

Ответ

1

МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

__

2

АМПЕР

__

3

ИНДУКТИВНОСТЬ

__

4

МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

5

СИЛА ЛОРЕНЦА

__

6

САМОИНДУКЦИЯ

__

7

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

__

8

СОЛЕНОИД

__

9

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

10

ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК

__

II ВАРИАНТ

Вопрос

Ответ

1

ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК

__

2

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

3

СОЛЕНОИД

__

4

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

__

5

САМОИНДУКЦИЯ

__

6

СИЛА ЛОРЕНЦА

__

7

МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

8

ИНДУКТИВНОСТЬ

__

9

АМПЕР

__

10

МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

__

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ