Мадам Рекамье - Темная и пушистая — LiveJournal. Тайна мадам рекамье

«Портрет мадам Рекамье» - картина французского художника Жака Луи Давида , написанная им в году.

Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет. Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Работа шла настолько медленно, что мадам Рекамье не выдержала и предложила Франсуа Жерару окончить портрет. Рассерженный Давид советовал Жерару принять предложение, а когда Жюли Рекамье в следующий раз пришла в Лувр , чтобы позировать Давиду, он сообщил ей: «У женщин есть свои капризы, а у художников свои. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии». Давид сожалел об этом всю оставшуюся жизнь. Несмотря на эту внезапную остановку, а, возможно, и благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» в своей мягкой жёлто-голубой гамме является прекрасным примером мастерства Давида.

«Портрет мадам Рекамье» замечателен простотой композиции, которую Давид так ценил в греческом искусстве. Мадам Рекамье изображена босиком в скромном белом платье, полы которого спадают на пол. Её волосы обвязаны лентой, из-за которой несколько локонов спадают на лоб. Давид изобразил мадам Рекамье в позе сладострастной одалиски , но, несмотря на это, она сохраняет девственную чистоту весталки . Контрапункт горизонтальных и вертикальных линий создаёт извилистую «арабеску» её тела на вибрирующем фоне, подобном фону картины «Смерть Марата ». В законченной версии картины, возможно, присутствовали бы модные вещи того времени, однако из-за внезапной остановки работы над картиной в ней присутствуют только канделябр, выполненный Энгром (фр. Ingres ), скамейка для ног и кушетка (фр. sofa ), на которой покоится мадам Рекамье. Этот аскетизм делает её внешний вид ещё более волнующим. Жюли Рекамье было 23 года, когда работа над картиной была прекращена.

Портрет был приобретён из мастерской Давида в году и в настоящее время находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3708.

  • Тип кушетки, на которой лежит мадам Рекамье, после написания картины стал называться её именем.

Ссылки

  • «Портрет Мадам Рекамье» в базе данных Лувра (фр.)
10:55 pm - Мадам Рекамье
Продолжая про женщин и художников, решила написать про одну довольно необычную барышню...

Портрет Жерара
В жизни Мадам Рекамье было много тайн, которые привлекали к ней внимание писателей, историков, художников, политических деятелей.
Ее первой загадкой стало таинственное замужество. Ей было всего пятнадцать, когда она вышла замуж за Жака Рекамье, богатого банкира, старше ее на 27 лет. Романтически настороенные писатели полагают, что это был ее отец, влюбившийся 27 лет назад в очаровательную Мадам Бернар - мать Жюли, а в 1777 году от этой связи родилась чудесная девочка, унаследовавшая от от матери красоту и хороший вкус, а от отца ум, и превратившаяся в первой половине 19 века в одну из самых очаровательных женщин Франции. Кстати, предполагаемый отец и отец, имя которого она официально унаследовала, были хорошими друзьми. История в чисто французском духе.Что здесь правда, а что нет, трудно сказать. Господин Рекамье так и не удосужился впоследствии создать семью, но неожиданно, в 1793 год, в самый разгар политических потрясений во Франции предложил руку и сердце юной Жюли Аделаиде Бернар...

Скептично настроенные историки объясняют это событие с иной, более прагматичной точки зрения - страх перед конфискацией имущества новым республиканским правительством, пришедшим к власти после Революции 1789 года. Преуспевающему и хорошо известному банкиру Рекамье было что терять, а фиктивный брак позволил ему переписать все его имущество на имя то ли молодой жены, то ли взрослой дочери, носящей не слишком громкое имя. Обе семьи были согласны. У господина Рекамье не было наследников, а Мадам Бернар была рада, что удачно пристроила дочь, не очень обращая внимания на невероятные слухи. Она была женщиной с характером и общественное мнение ее особо не интересовало. Те же историки утверждают, что в ту сложную эпоху такие фиктивные браки были не редкость. Как ни странно, но все революции похожи друг на друга. За благородными словами Свобода, Равенство и Братство скрывались менее красивые явления: террор, конфискация или национализация имущества.

Сразу же после свадьбы появляется вторая загадка Мадам Рекамье, интриговавшая всех и ставшая в то время притчей во языцах - интимная жизнь "молодоженов". Те же скептично настроенные историки, на этот раз, более благосклонны к Мадам Рекамье. Они утверждают, что стареющий муж так никогда и не притронулся к своей молодой супруге, предоставив ей полную свободу, которой она пользовалась достаточно разумно. Получив в подарок от мужа красивый дом в Париже, она организовывает свой салон, остававшийся самым популярным литературно-политическим салоном Франции в течение нескольких десятилетий.

Ее обаяние привлекает многих. У нее появляются друзья, среди которых особое место заняла знаменитая Мадам де Сталь - известная французская писательница начала 19 века. В этот период ей 32, она на одиннадцать лет старше Жюли и это было начало двадцатилетней дружбы между двумя женщинами. Еще одна тайна для для любителей посудачить. Может ли возникнуть настоящая дружба, считающаяся привилегией мужчин, между двумя женщинамиN

А ее загадочное семейное положение интригует мужчин, появляются многочисленные поклонники, среди которых один из братьев Наполеона, Люсьен Бонапарт, который в 1799 году начинает настойчиво ухаживать за Жюли. Но она остается безразлична, как к вниманию высокопоставленного поклонника, так и вообще, к имени Бонапартов, играющих все более важную роль в жизни Франции. Она отказывается от роли придворной дамы, предложенной ей Наполеоном и не ищет приглашений на изысканные баллы, организованные его женой, прекрасной Жозефиной - будущей императрицей Франции. Скорее наоборот, Мадам Рекамье объединяет вокруг себя людей, оппозиционно настроенных к новой государственной политике. В 1802 году она совершает поездку в Англию - непримиримую соперницу Бонапарта, показывая этим свое неприятие политики нового правительства, а вернувшись, открывает свой салон, превращающийся постепенно в оппозиционно настроенный Наполеону политический центр. Но она привлекает не только лиц, не согласных с республиканским правительством и своих поклонников.
Жюли Рекамье родилась в семье нотариуса в Лионе, после продвижения ее отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.
В 15 лет она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет.
Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными. В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.

Портрет Давида

Мадам Рекамье не скрывала своего недовольства новой государственной политикой. Ее салон привлекал неразделяющих изменения и постепенно превратился в оппозиционно настроенный Наполеону политический центр. Императорская полиция несколько раз закрывала ее салон. После высылки Жеремен де Сталь она продолжала поддерживать с ней связи, а позже был подписан приказ и о ее удалении из столицы. Она переехала во французскую провинцию, путешествовала по Италии и вернулась в Париж после реставрации. В 1819 году она переехала в монастырь Аббе-о-Буа, где продолжала устраивать приемы; ее близкий друг Рене Шатобриан оставался с ней до самой смерти.
Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем, часть из которых впоследствии была напечатана

Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет.
Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Работа шла настолько медленно, что мадам Рекамье не выдержала и предложила Франсуа Жерару окончить портрет. Рассерженный Давид советовал Жерару принять предложение, а когда Жюли Рекамье в следующий раз пришла в Лувр, чтобы позировать Давиду, он сообщил ей: «У женщин есть свои капризы, а у художников свои. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии». Давид сожалел об этом всю оставшуюся жизнь. Несмотря на эту внезапную остановку, а возможно, и благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» в своей мягкой жёлто-голубой гамме является прекрасным примером мастерства Давида.

Ну и закончу я насмешливым портретом Рене Магрита..Обожаю его иносказательность..Хотя, грустно все это...

Франсуа Жерар. “Портрет мадам Рекамье”. 1805

Мадам Рекамье (урождённая Жанн Франсуаз Жюли Аделаида Бернар) – эта необыкновенная женщина на протяжении многих лет после революции во Франции слыла первой красавицей, сводившей мужчин с ума. Знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

Живописцы Жерар и Давид увековечили её портрет. Образ Рекамье для многих мужчин был воплощением совершенства.

Она разбила сердце Люсьену Бонапарту, брату императора Наполеона. К её прекрасным ножкам готовы были пасть князь Меттерних, герцог Веллингтон, писатели Константин Де Ребек, Шатобриан, прусский князь красавец Август. С годами список побед мадам Рекамье лишь пополнялся. Для мужчин она становилась наваждением. Разлука с ней казалась невыносимой.

Источником её власти была двоякость, которая застигала мужчин врасплох. В первую очередь её ангельское личико и недоступность вызывали чувства, близкие к преклонению и обожанию, и будили родительский инстинкт. Но вместе с этим наружу прорывалось другое свойство, которое будоражило воображение, призывало к флирту, во взоре читался призыв, в безудержном танце проявлялась бьющая через край весёлость.

Жак Луи Давид, «Портрет мадам Рекамье», 1800

Это была интригующая сложность, которая своими противоречиями вводила в замешательство. В ней крылось, несомненно, намного больше, чем казалось вначале. Тайна мадам Рекамье отравляла пьянящим ядом, и становилась загадкой, которую страстно хотелось решить. Она была неприступной богиней и, вместе с тем, кокетливой чертовкой, сводившей мужчин с ума. Какая бы женщина ни была вам по вкусу, она казалась именно такой. Она была мастером точно рассчитанного эффекта.

Жан-Франсуа Валли. Жюли Рекамье. 1800

Прусский князь Август, племянник Фридриха Великого, красавец и сибарит, легко покорявший женские сердца, в 1807 году решил посетить дом французской писательницы мадам да Сталь. Он был торжественно принят и представлен гостям. В ходе вечера дверь внезапно раскрылась и в салон вошла тридцатилетняя мадам Рекамье, которая нарочно задержалась у себя в комнате.

Она была представлена князю и вскоре исчезла, удалившись в свою спальню. Он был наслышан о её славе, хотя сам предпочитал более молоденьких девушек. Она действительно была прекрасна, как говорили. Но не столько красота покорила князя, сколько её чудный неземной взгляд, в котором было много грусти и нежности. Август не мог оторвать глаз от мадам Рекамье. Она была немногословна и грустна.

Фирмин Массо. “Портрет Жюли Рекамье”. 1807.

Когда мадам Рекамье запела романс о любви, князь был очарован её ангельским печальным голосом. Но неожиданным вызовом для него оказался плутовской взгляд, брошенный на него. Жизнерадостная энергия, и призыв, читались в её взоре, что окончательно сбило Августа с толку.

Бюст мадам Рекамье работы Жозефа Шинара (мрамор, 1802, Лион, Музей изящных искусств)

Проведя с ней в замке две недели, самый завидный жених Европы забыл обо всех своих холостяцких вольностях и просил руки мадам Рекамье, умоляя переехать в Пруссию. Она дала согласие. Август поспешил домой просить разрешения семьи на женитьбу. Он забрасывал её любовными письмами, чувствовал, что сходит с ума. И наконец, получил письмо: ОНА ПЕРЕДУМАЛА.

Немного позже он получил от неё в подарок знаменитую картину. Портрет кисти Жерара, где мадам Рекамье изображена на кушетке. Князь не мог оторвать глаз от картины, пытаясь понять тайну её взгляда.

Он пополнил ряды её побед, словно дерево, спалённое молнией…

После смерти принца подарок этот, согласно его завещанию, был возвращён мадам Рекамье.

Принц Август Прусский заказал свой парадный портрет на фоне портрета мадам Рекамье кисти Жерара

Все великие мужи столетия влюблены в мадам Рекамье. Среди её ухажеров были не только принц Август и брат самого Наполеона Люсьен, но и Ампер, Бенжамен Констан, а также Шатобриан, который, возможно, был кем-то большим: это так и останется “тайной Рекамье”.

Сен-Бов называет её “сладким гением”. Гением, который мадам Рекамье с самого начала применила против Наполеона. Она была в курсе всех заговоров против Императора, так как большинство из них зарождались в её салоне. Прибежище интеллектуалов, место, где собираются самые блестящие умы того времени, салон мадам Рекамье, таким образом, становится одним из самых свирепых центров оппозиции имперскому режиму.

Франсуа-Луи Дежюнне. “Мадам Рекамье в салоне монастыря Аббе о Буа”. 1826

Жюли было пятнадцать лет, когда она выходит замуж за Жака-Роже Рекамье, богатого банкира 27-ью годами старше её. Действительно ли она являлась дочерью её официального отца, лионского нотариуса Жана Бернара? Или дочерью самого Жака-Роже Рекамье, который, как утверждают, имел роман с её матерью? Это до сих пор остаётся неясным. Как бы то ни было, это объясняет, почему в этом браке не было супружеских отношений, чему есть подтверждения.

Начало ХХ века – образ мадам Рекамье в рекламе косметического крема и сигарет

В период Террора её муж делает всё возможное, чтобы защитить её от влияния парижского общества, которое считает испорченным. Напрасно – девушка становится одной из центральных фигур общественных событий. Её грация привлекает взгляд каждого мужчины, включая Люсьена Бонапарта, который в 1799 году страстно добивается её.

Жак-Луи Давид, “Мадам Рекамье.” Фрагмент. Лувр, Париж.

Настоящая социальная жизнь мадам Рекамье начинается с приходом Консулата: всё высшее общество в ослепительной своей роскоши появляется в Некер-отеле. Это показушное сооружение, настоящий музей, становится местом встречи парвеню нового режима, а также ностальгически настроенных фигур старого. Число её поклонников ещё более увеличивается.

В 1802 г. она едет в Англию, куда прибывает в ореоле международной славы. С ней обходятся, как с королевой. Мадам Рекамье зажигает Англию. Её очевидная изобретательность привлекает людей; она держит своих поклонников на расстоянии, не огорчая окончательным отказом.

Жак Луи Давид - один из самых известных французских художников первой половины 19 века, талант которого был по достоинству оценен самим Наполеоном. И не удивительно. Самые известные полотна Давида посвящены Бонапарту: «Наполоен на Аркольском мосту», «Наполеон в своем бюро», «Наполеон, пересекающий ущелье Сен-Бернар», «Коронация Жозефины», «Посвящение Наполеона I в императоры»... И неожиданно, в расцвет своей славы, став придворным художником, Давид создает портрет женщины далеко не королевских кровей и не принадлежащей к фавориткам Наполеона, скорее наоборот... Но её очарование настолько велико, что даже придворный художник Наполеона не устоял против того, что бы нарисовать портрет женщины, вошедшей во французскую историю непримиримой противницей политики Бонапарта. Мадам РЕКАМЬЕ, женщина, не побоявшаяся стать в оппозицию великому Наполеону.

В принципе, по ее жизни можно изучать эволюцию очень сложного и противоречивого периода в истории Франции. Она родилась в 1777 году, в эпоху абсолютизма. На её детство и отрочество приходятся годы крушения французской монархии и начало Французской революции 1789 года. В молодости она становится свидетельницей поражения идей великой революции и начала этапа, вошедшего в мировую историю, как Консульство, связанное с возвышением Наполеона, провозгласившего себя Императором Франции. И это - всего несколько лет спустя после победы буржуазной революции! И, наконец, в зрелые годы она отпраздновала поражение великого корсиканца и эпоху Реставрации французской монархии в 1816 году. Сколько политических переворотв и перепитий за двадцать пять лет! А она оставалась истинной аристократкой, и по своему социальному происхождению, и по своим жизненным принципам в самом положительном смысле этого слова.

В жизни Мадам Рекамье было много тайн, которые привлекали к ней внимание писателей, историков, художников, политических деятелей. Её первой загадкой стало таинственное замужество. Ей было всего пятнадцать, когда она вышла замуж за Жака Рекамье, богатого банкира, старше ее на 27 лет. Романтически настороенные писатели полагают, что это был ее отец, влюбившийся 27 лет назад в очаровательную Мадам Бернар - мать Жюли, а в 1777 году от этой связи родилась чудесная девочка, унаследовавшая от от матери красоту и хороший вкус, а от отца ум, и превратившаяся в первой половине 19 века в одну из самых очаровательных женщин Франции. Кстати, предполагаемый отец и отец, имя которого она официально унаследовала, были хорошими друзьми. История в чисто французском духе.Что здесь правда, а что нет, трудно сказать. Господин Рекамье так и не удосужился впоследствии создать семью, но неожиданно, в 1793 год, в самый разгар политических потрясений во Франции предложил руку и сердце юной Жюли Аделаиде Бернар...

Скептично настроенные историки объясняют это событие с иной, более прагматичной точки зрения - страх перед конфискацией имущества новым республиканским правительством, пришедшим к власти после Революции 1789 года. Преуспевающему и хорошо известному банкиру Рекамье было что терять, а фиктивный брак позволил ему переписать все его имущество на имя то ли молодой жены, то ли взрослой дочери, носящей не слишком громкое имя. Обе семьи были согласны. У господина Рекамье не было наследников, а Мадам Бернар была рада, что удачно пристроила дочь, не очень обращая внимания на невероятные слухи. Она была женщиной с характером и общественное мнение её особо не интересовало. Те же историки утверждают, что в ту сложную эпоху такие фиктивные браки были не редкость. Как ни странно, но все революции похожи друг на друга. За благородными словами Свобода, Равенство и Братство скрывались менее красивые явления: террор, конфискация или национализация имущества.

Сразу же после свадьбы появляется вторая загадка Мадам Рекамье, интриговавшая всех и ставшая в то время притчей во языцах - интимная жизнь «молодоженов». Те же скептично настроенные историки, на этот раз, более благосклонны к Мадам Рекамье. Они утверждают, что стареющий муж так никогда и не притронулся к своей молодой супруге, предоставив ей полную свободу, которой она пользовалась достаточно разумно. Получив в подарок от мужа красивый дом в Париже, она организовывает свой салон, остававшийся самым популярным литературно-политическим салоном Франции в течение нескольких десятилетий.

Её обаяние привлекает многих. У нее появляются друзья, среди которых особое место заняла знаменитая Мадам де Сталь - известная французская писательница начала 19 века. В этот период ей 32, она на одиннадцать лет старше Жюли и это было начало двадцатилетней дружбы между двумя женщинами. Еще одна тайна для для любителей посудачить. Может ли возникнуть настоящая дружба, считающаяся привилегией мужчин, между двумя женщинами?

А ее загадочное семейное положение интригует мужчин, появляются многочисленные поклонники, среди которых один из братьев Наполеона, Люсьен Бонапарт, который в 1799 году начинает настойчиво ухаживать за Жюли. Но она остается безразлична, как к вниманию высокопоставленного поклонника, так и вообще, к имени Бонапартов, играющих все более важную роль в жизни Франции. Она отказывается от роли придворной дамы, предложенной ей Наполеоном и не ищет приглашений на изысканные баллы, организованные его женой, прекрасной Жозефиной - будущей императрицей Франции. Скорее наоборот, Мадам Рекамье объединяет вокруг себя людей, оппозиционно настроенных к новой государственной политике. В 1802 году она совершает поездку в Англию - непримиримую соперницу Бонапарта, показывая этим свое неприятие политики нового правительства, а вернувшись, открывает свой салон, превращающийся постепенно в оппозиционно настроенный Наполеону политический центр. Но она привлекает не только лиц, не согласных с республиканским правительством и своих поклонников.

Шинар. Бюст Мадам Рекамье

Её красота, в сочетании с искренностью и умом, покорили и художников. Великий Давид был первым. Его самый знаменитый «Портрет Мадам Рекамье» находится сейчас в Лувре. Позже она вдохновила другого великого художника - Франсуа Жерара, а затем и скульптора, г. Шинара, создавшего прекрасный бюст Мадам Рекамье. Что-то их всех привлекало в ней, но что? Еще одна женская тайна, которую и им не удалось разгадать!

Одним словом, без каких-либо особых усилий она заставила Париж говорить о себе, правда теперь её имя уже не связывали с необычным замужеством. Чаще говорили о ее салоне, где она устраивала пышные праздневства, приглашала знаменитостей, испытывающих ностальгию по старому времени. Довольно часто здесь была слышна и критика в адрес вчерашних республиканцев, постепенно превращающихся в сторонников монархии.

И Император вскоре показал свое недовольство. В 1803 году он издает приказ о закрытии салона, в 1805 году способствует разорению банка господина Рекамье, а в 1807 году высылает из страны ближайшую подругу Жюли - Мадам де Сталь - так же ярую противницу политики Наполеона. Оказывается, великий Наполеон воевал только на поле брани...

Это был самый тяжелый период в жизни Мадам Рекамье. Муж на грани разорения, в 1806 году умирает самый близкий и дорогой ей человек - её мать, поверенная всех её тайн. Она мечется между стареющим супругом и Мадам де Сталь, оставаясь верной ей в годы ее изгнания, что привело к тому, что в 1811 году Жюли также была выслана из Парижа. Но она относилась к той категории женщин, которые не боялись провинции, где ей пришлось провести последующие несколько лет. Её дом и здесь привлекал к себе людей, независимо от возраста и положения. Среди ее поклонников были и молодые люди, привлеченные ее умом и добротой, в числе которых оказался и сын Мадам де Сталь, влюбившийся в подругу матери, намного старше его самого. Но Мадам Рекамье умела вести себя с мужчинами, держа их на дистанции и в то же время не отталкивая их. Это была та грань, которую она никогда не переходила, предпочитая иметь верных друзей, нежели непостоянных поклонников. Среди таковых оказался, например, и прусский принц Август. Это был первый мужчина в ее жизни, заставивший ее задуматься о любви, романтической и страстной. Она увлеклась настолько серьезно, что попросила развода у мужа, однако потом сама же отказалась от этого шага. Она не в силах бросить стареющего мужа (или отца?), к тому же и разоренного то ли по ее вине, то ли в силу иных обстоятельств, и не хочет быть просто любовницей человека, который боготворит её. Начинается трогательная переписка между Мадам Рекамье и Принцем Августом, то с обнадеживающими «да», то с грустными «нет» и, наконец, несколько лет спустя она дает свой решительный отказ.

В эти годы ей уже за тридцать. После поражения Наполеона в русской кампании 1812 года и при Ватерлоо в 1815 году, император живет в изгнании на острове Святой Елены, а во Франции начинается период Реставрации. Наконец-то Мадам Рекамье может свободно вернуться в Париж, где вновь открываются двери её знаменитого салона.

Ж.Л. Давид

Она уже ничего не ждет от личной жизни и, видимо, желая заполнить эмоциональную пустоту в душе и сердце, берет на воспитание юную племянницу своего мужа, заменившую ей дочь, семью, а позже и подругу после смерти мадам де Сталь в 1817 году.

И именно в эти годы в ее салоне появляется еще одно лицо - знаменитый французский поэт и писатель, одинаково преуспевший как на литературном, так и на политическом поприще, Франсуа Рене де Шатобриан. Тот, кого сейчас называют основоположником современной французской литературы - Стандаль, Бальзак и Золя были после него.

И Жюли, которой только что исполнилось 40, неожиданно забыла о своем принципе, помогавшем ей строить свои отношения с мужчинами. Она влюбилась, страстно и надолго. Это было духовное возрождение Мадам Рекамье и её салона, но одновременно она попала в эмоциональное «рабство» любви. Посещаемый Шатобрианом, её салон из политического превратился в интеллектуальный и артистический центр Франции того периода, куда были вхожи самые знаменитые личности той эпохи: великий французский ученый Андре - Мари Ампер, Евгения де Богарнэ - дочь Жозефины, первой жены Наполеона, г-н Бернадот - будущий король Швеции, писатели Проспер Мариме и Сент-Бёв. Она дружна с Оноре де Бальзак и Виктором Гюго, её связывает общность вкусов с Мюссе и Стендалем, ею восхищаются художники Ж-Л. Давид и Эжен Делакруа и многие- многие другие. Это был цвет французского искусства и науки, имена, вошедшие в мировую культуру, - и всех их сумела объединить Мадам Рекамье.

Её имя становится символом, олицетворяющем хороший вкус и образованность, она превращается в «звезду» европейского масштаба, о ней говорят в России и Англии, в Италии и Германии. Ну а в её сердце господствует Шатобриан. К этому времени он уже успел разочароваться в политике, неудачно женился и написал несколько философских трактатов. И после всех этих перепетий он нашел успокоение в обществе Мадам Рекамье. Потеряв интерес к политике, он посвящает свою жизнь литературе и Жюли становится его музой, остававшейся рядом с ним в течение последующих двадцати лет, продолжая его любить и не требуя ничего взамен. Это чувство приносило ей радость новизны.

Она не писала романов и не создавала картин, но она обладала удивительным талантом притягивать к себе неординарных личностей, открывая их талант, помогая и поддерживая их. Не у каждого это получается и портреты долеко не каждого находятся в Лувре - самом знаменитом музее мира!

Наталья Стронгина